Признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилье

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

Признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилье

Наиболее часто военных интересует вопрос о возможности получение жилого помещения от Министерства обороны или другого ведомства, в котором предусмотрена военная служба. А это, в первую очередь, возможно только и исключительно в случае признания военнослужащего нуждающимся его и членов семьи.

Возможно, для кого-то будет удивительно, но этот вопрос не регулируется военным законодательством.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лишь содержит отсылочную норму, в соответствии с которой «Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Таким образом, основное правило установлено в статье 51 Жилищного кодекса РФ

Статья 51 Жилищного кодекса РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

  1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Отсутствие у военнослужащего и членов его семьи жилого помещения.

Пункт первый части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи вообще нет никакого жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма. Здесь всё просто – нет вообще никакого жилья, значит, военнослужащий может быть признан нуждающимся.

Закон предусматривает равные права как для собственников (нанимателей), так и для членов их семей.

В пунктах 1, 2, 4 видим, что закон не делает никаких различий в том, являетесь ли вы лично собственником (нанимателем) жилого помещения, или членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения.

Это объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

А в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Другим словами, при определении нуждаемости не имеет значение, зарегистрировано  ли право собственности на квартиру/дом на вас, или на вашего супруга, детей, или иных родственников, с которыми вы совместно проживаете. Не имеет значение, являетесь ли вы нанимателем по договору социального найма, или ими являются ваши родственники, с которыми вы совместно проживаете.

Военнослужащий или члены его семьи имеют жилое помещение, но его общая площадь  на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пункт второй части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи жилое помещение есть, но уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для правильного понимания необходимо знать, что понимается под учётной нормой.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ.

3. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4.Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Самое распространённое заблуждение, когда учётную норму путают с нормой предоставления (части 1, 2, 3 этой же статьи).

Норма предоставления для военнослужащих установлена статьёй 15.

1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 квадратных метров и более на одного человека) и устанавливает, сколько военнослужащему и членам его семьи будет предоставлено при получении жилого помещения.

Учётная норма определяется органом местного самоуправления. Она может быть установлена даже в самом маленьком населённом пункте.

Поэтому поиск должен быть таким: находим учётную норму в вашем населённом пункте, и если  она не установлена, ищем учётную норму, установленную в вашем районе, а при отсутствии – в вашей         области (крае, республике).

Как правило, учётная норма составляет 8-12 квадратных метров общей площади, хотя могут быть исключения, как приятные (например, в Торжке учётная норма составляет 20 (!!!) квадратных метров), так и неприятные – в меньшую сторону.

Важно: если вы самостоятельно не можете найти учётную норму и обращаетесь за посторонней помощью, то помните, что населённый пункт должен быть указан точно. Это примечание для тех, кто использует различные сервисы бесплатных юридических консультаций, и указывает при регистрации другой населённый пункт.

Алгоритм расчёта.

Например, военнослужащий проходит военную службу в городе Урюпинске.

  1. Набираем в вашей любимой поисковой системе запрос: «учётная норма урюпинск» и получаем ответ:
  2. Решением Урюпинской городской Думы от 24 апреля 2008 года № 45/54 « О внесении изменений в постановление Урюпинской городской думы Волгоградской области от 25 августа 2005 года № « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении десять и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
  3. Далее открываем документ: свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение или договор найма жилого помещения и смотрим общую площадь жилого помещения (которую нельзя путать с жилой площадью).
  4. Делим общую жилую площадь на количество проживающих, в результате у вас получается уровень обеспеченности на одного человека.
  5. Сопоставляем уровень обеспеченности с учётной нормой. Если уровень обеспеченности на одного члена семьи меньше, чем учетная норма, вы вправе быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения (или жилищной субсидии, или иной формой жилищного обеспечения военнослужащих).
  6. Радуемся.

Может ли военнослужащий быть признанным нуждающимся при обеспеченности служебным жилым помещением?

А вот эти случаи регулируются военным законодательством – абзацами третьим и двенадцатым части первой статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Всё зависит от того, когда был заключён первый контракт. Если до 1 января 1998 года – то вы имеете право встать в очередь (быть включённым в реестр, в списки) на постоянное жильё. Если же первый контракт заключён после 1 января 1998 года, то такое право у вас появится после 20 лет выслуги.

В следующей статье мы разберём случаи, регламентируемые частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, то есть случаи, когда у военнослужащего и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Источник: https://armylawyer.ru/blog/zhilyo/priznanie-nuzhdayushhimsya/priznanie-voennosluzhashhego-nuzhdayushhimsya-v-poluchenii-zhilogo-pomeshheniya/

Уволенные военнослужащие, не признанные в период службы нуждающимися в получении жилого помещения, сохраняют право на его получение от Министерства обороны РФ. Верховный Суд РФ в очередной раз пересмотрел судебную практику

Признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилье

На сегодняшний день проблема получения жилого помещения военнослужащими, по утверждению представителей МО РФ, решается весьма успешно.

В печати периодически появляются  доклады должностных лиц, которые в подтверждение сказанного приводят статистические данные о том, сколько человек, признанных нуждающимися и внесенных в Единый реестр военнослужащих, получили квартиры или жилищную субсидию.

 Вот, к примеру,  цитата из выступления Министра обороны РФ на внеплановом заседании коллегии военного ведомства, состоявшегося 25.07.2018 года:

«Прежде всего, наконец, удалось снять с повестки дня застарелую проблему нехватки жилья для военных. С 2012 года по настоящее время выполнены социальные обязательства по реализации жилищных прав в отношении более 521 тысячи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», — отметил министр.

И далее по тексту:

Благодаря такому нововведению, как предоставление субсидий для приобретения или строительства постоянного жилья, очередь нуждающихся в нем сократилась в 2,5 раза.

Только при всей видимости успеха в разрешении столь важного вопроса, «за бортом» остается проблема, скрываемая, замалчиваемая и никогда не упоминаемая в этих самых докладах и выступлениях.

А суть проблемы в том, что достаточно большое количество бывших военнослужащих (сколько их на самом деле доподлинно неизвестно), честно и добросовестно отслуживших Родине,  заработавших право на получение жилого помещения от МО РФ, но уже закончивших службу и уволенных из рядов ВС РФ,  оказались брошенными этим самым Министерством обороны на произвол судьбы.

В подавляющем большинстве в эту группу входят военнослужащие, оставшихся проживать после увольнения в служебном жилье, в общежитиях, часто вообще не обеспеченные жильем, и которые по различным причинам, в том числе, как например, незнание закона,  прямого злоупотребления со стороны вышестоящих должностных лиц, не были признаны нуждающимися в получении жилого помещения в процессе прохождения военной службы.

 А злоупотребление выражалось в том, что увольняемым военнослужащим, не имеющим жилья, в целях их скорейшего увольнения со службы, командованием предлагались служебные квартиры, и после согласия последних на их получение, их увольняли уже как обеспеченных жильем по установленным нормам.

Соответственно, такие лица сразу же снимались с жилищного учета. По прошествии времени люди начинали понимать, что с ними поступили, мягко говоря, нехорошо, но что-либо исправить становилось невозможным.

Почему так происходит, и как теперь можно поступать в таких случаях, рассказывается в этой публикации.

Часть 1. 

Первоначально обратимся к нормам действующего законодательства, касающегося жилищного обеспечения военнослужащих.  

Исходя из ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением (жилищной субсидией) имеют следующие категории военнослужащих:

— Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года,   — признанные нуждающимися в жилых помещениях,  по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства;

— военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, или поступившие на военную службу после этой даты, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более  — по избранному постоянному месту жительства.

Сюда же можно отнести военнослужащих, уволенных до 1 января 2005 года подлежавших обеспечению жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Между тем, в  вышеперечисленном списке к военнослужащим положения закона «О статусе военнослужащих», несмотря на  заявленные  в ст. 15  государственные гарантии предоставления жилого помещения, не применяются в том случае,  если они на момент обращения в жилищные органы МО РФ с заявлением о признании их нуждающимися уже не служат в армии. 

И такие «бывшие» военнослужащие обеспечению квартирами или жилищной субсидией от МО РФ не подлежат.  Чиновники МО РФ, в чьей компетенции находится обеспечение жилыми помещениями, отказывая таким гражданам в постановке на жилищный учет, обосновывают свой отказ тем, что они:

 — утратили связь с армией, 

— не являются действующими военнослужащими,

= жилищные органы обязаны обеспечивать жильем только действующих военнослужащих, и т.д.

 Суды, начиная с середины 2013 года, отказывают бывшим военнослужащим по их искам о признании нуждающимися в получении жилого помещения и в обязании жилищного органа  постановить их на учет.  

Судьи считают отказы жилищных органов МО РФ соответствующими закону, мотивируя это тем, что «нормативные и правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, в частности, Приказ МО РФ от 30.09.2010 №1280,
не предусматривают принятие органами военного управления на жилищный учет граждан, не являющихся военнослужащими».

Для примера рассмотрим вкратце два решения по такой категории дел.

Вначале обратимся к практике Верховного суда РФ.

Источник: https://pravorub.ru/articles/83222.html

Увольнение военнослужащих без обеспечения жилищной субсидией

Признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилье

Очень часто военнослужащие нас спрашивают могут ли их исключить из списков части без обеспечения субсидией. Это актуально, так как жилищный вопрос один из самых главных, а ближе к окончанию службы вообще выходит на первый план.

И в ходе увольнения у многих военнослужащих возникает естественный вопрос не придется ли ждать субсидию на гражданке, либо все-таки военного не могут исключить из списков части пока он не обеспечен жильем.

Поэтому сегодня мы решили посвятить выпуск именно этой теме.

Итак, давайте разбираться могут ли уволить военнослужащего без обеспечения субсидией, поговорим о нюансах этой темы и конечно обратимся к практике. При этом рассмотрим один случай, если военный признается нуждающимся по месту службы, и второй случай, когда военнослужащий избирает ПМЖ, отличное от места службы.

Начнем по традиции с законодательных основ.

Сразу оговорюсь, правовая выкладка по данной теме достаточно сложна, поэтому информация фактически будет выжимкой, сутью в целях лучшего понимания.

Согласно ст.

23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”: военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Кроме того, пунктом 13 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Мы видим, что закон говорит о том, что если военнослужащий признанный нуждающимся при общей продолжительности службы 20 лет и более, а также при выслуге 10 лет и более при увольнении по льготным основаниям, не может без его согласия быть уволен и это, акцентируем ваше внимание, в случае если он будет обеспечиваться именно по месту службы. Ну и коротко закон упоминает, что военный может быть обеспечен жильем и по избранному месту, но не раскрывает подробностей.

А теперь идем далее и смотрим, что нам говорит Пленум Верховного Суда, к слову сказать, обязательный к применению судами.

Пленум гласит, что «военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимание обстоятельства».

Вроде бы все тоже понятно. И когда военный задает вопрос о правомерности увольнения, то он, как и любой гражданин, начинает воспринимать нормы права буквально, а не во взаимосвязи.

В этом-то и заключается вся ошибка.

Задача этого блога показать, что защита прав в суде — это очень кропотливая и трудоемкая работа в части правоприменения и оценки обстоятельств по совокупности и не все однозначно как кажется.

Другими словами, именно эта фраза из Пленума о договоре найма и «иных обстоятельствах» как раз и позволяет суду делать субъективную оценку при разрешении спора. Поэтому то, как мы уже не раз говорили, в подобных жилищный делах необходим опыт для положительного решения вопросов.

Далее, чтобы было более понятно, давайте обратимся к практике и посмотрим на решения судов.

Начнем с примера, кассационный военный суд в своем определении указывает: Исходя из содержания правовых норм следует, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспечения жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Здесь в целом все понятно и достаточно просто – признался нуждающимся по месту службы, не имеешь служебку, значит, уволить не могут. Если есть служебка, то тебя увольняют и далее уже ждешь обеспечение жильем на гражданке.

А теперь перейдем ко 2 варианту в случае признания нуждающимся по ИПМЖ, отличному от места службы. Здесь в судебной оценке все намного сложнее. Поэтому для наглядности приведем несколько примеров.

Первый случай. Военнослужащий решил оспорить свое увольнение до обеспечения субсидией.

В судебном заседании он пояснил, что в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья он состоит на учете нуждающихся, временно проживает по договору найма, рапорт о предоставлении служебного жилого помещения не писал.

В судебном заседании было установлено, что он был согласен с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до получения жилья по избранному месту жительства.

По совокупности обстоятельств суд пришел к выводу цитируем: Из приведенных правовых норм следует, что законодатель связывает невозможность увольнения указанных военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только при их желании получить жилые помещения по месту дислокации воинской части.

Апелляционная инстанция указала и дополнила: Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение без обеспечения жильем по избранному месту жительства, не совпадающему с местом службы военнослужащих, подлежащих увольнению, которые отказались от обеспечения служебным жильем.

Из вышесказанного видно, что первая инстанция в целом высказалась, что при избрании ИПМЖ права нет, а апелляция уточнила в этом деле, что раз рапорт на служебку военнослужащий не писал, то увольнение законно.

Таким образом, вы видите насколько сложен механизм подхода при решении вопроса, любой маленький нюанс может обернуться для военного отказным решением.

Идем далее и смотрим на вторую ситуацию.

Военнослужащий после достижения предельного возраста пребывания на военной службе принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией.

При этом он отказался от распределенного служебного жилого помещения, поскольку данное служебное жилое помещение не устраивало, а также служебного жилого помещения большой площади, которое распределялось с подселением.

Суд оценил ситуацию и сделал следующий вывод: «Принимая во внимание, что военный не обеспечен жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы или жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, и своего четко выраженного согласия на увольнение с военной службы без жилья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения не давал, оспариваемый приказ командира войсковой части об увольнении с военной службы является незаконным и подлежит отмене для восстановления административного истца на военной службе до обеспечения жильем».

Смотрим подробности в80-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вы видите, что на первый взгляд вроде бы и похожие ситуации, но из-за маленьких нюансов решения совершенно противоположные.

Поэтому в случае, если вы избрали ИПМЖ, отличное от места службы, то при обжаловании вашего увольнения без предоставления жилья, суд будет учитывать обстоятельства — признавались ли вы нуждающимся в служебном жилье, писали ли рапорт на постановку на служебное жилье, что конкретно и когда предлагалось, отказывались ли вы от него и тому подобное.

Довольно сложная конструкция и тут безусловно без подготовки и не будучи в курсе судебной практики разобраться не просто.

Поэтому в таком важном деле, как жилье, постоянно советуем и рекомендуем, уважаемые военнослужащие, прежде чем судиться и обжаловать увольнение нужно оценить все обстоятельства по совокупности. И сделать это лучше с юристами, у которых есть опыт по данному направлению.

Надеюсь нам удалось расставить все по полочкам в сегодняшней теме, ну а на сегодня все, повышайте правовую грамотность с Начфин.инфо!

Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>

Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»

Жилищная субсидия – вопросы военнослужащих. Краткий справочник. >>>

Обсуждение увольнения без обеспечения жильем на форуме ведется здесь >>>

Источник: https://nachfin.info/blog/2201-uvolnenie-voennosluzhashchikh-bez-obespecheniya-subsidiej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.