Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

Хозяйственное право

Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности
sh: 1: –format=html: not found

План лекции.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

2. Хозяйственное право и его место в системе российского права.

3. Методы и принципы регулирования предпринимательских отношений.

4. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление.

Хозяйственная деятельность – один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Коммерческая деятельность – вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом.

            ┌────────────────────────────────────────────┐

            │         Экономическая деятельность         │

            │  ┌──────────────────────────────────────┐  │

            │  │      Хозяйственная деятельность      │  │

            │  │  ┌────────────────────────────────┐  │  │

            │  │  │Предпринимательская деятельность│  │  │

            │  │  │  ┌─────────────────────────┐   │  │  │

            │  │  │  │Коммерческая деятельность│   │  │  │

            │  │  │  └─────────────────────────┘   │  │  │

            │  │  └────────────────────────────────┘  │  │

            │  └──────────────────────────────────────┘  │

            └────────────────────────────────────────────┘

Деятельность может быть признана предпринимательской, если она соответствует признакам, закрепленным в законодательстве (ст. 2 Гражданского кодекса).

Такими признаками являются: 1) систематичность; 2) самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

2. Хозяйственное право и его место в системе российского права.

Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предметом хозяйственного права являются отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и некоторые связанные с ними отношения. Большинство авторов представляют предмет хозяйственного права в виде 3х блоков отношений:

1) горизонтальные отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности и  с самой предпринимательской деятельностью. Отношения по типу «предприниматель – предприниматель»

2) вертикальные отношения,  отношения по государственному регулированию предпринимательства. Они  регулируются публично-правовыми методами. Отношения типа «предприниматель – государство».

3) внутрифирменные (внутрихозяйственные, внутрикорпоративные) отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ).

Признаками предпринимательской деятельности являются: 1) систематичность; 2) самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

3. Методы и принципы регулирования предпринимательских отношений.

Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения, каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования.

В хозяйственном праве используются не один, а несколько методов (юридических режимов) правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций.

С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений.

Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства.

Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей.

Принципы – основные начала, отправные положения, пронизывающие всю отрасль права. Значение принципов состоит в том, что они прямого действия и необходимы при применении аналогии права.

Принципы:

  • равенства участников гражданского оборота;
  • неприкосновенности собственности;
  • свободы договора;
  • недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  • необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • обеспечения восстановления нарушенных прав;
  • судебной защиты;
  • законности;
  • государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • свободы предпринимательской деятельности;
  • поддержки конкуренции;
  • единства экономического пространства;
  • свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • стабильности гражданского оборота;
  • юридической безопасности предпринимателей;
  • признания и защиты равным образом разных форм собственности.

4. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности.

Источник права – форма выражения нормы права. В разных странах, тяготеющих к какой-либо правовой семье, состав и значимость отдельных формальных источников права различаются. Однако обычно в качестве источников правового регулирования признаются: а) закон и иные нормативные акты, б) судебная практика, в) обычай.

Наибольшее значение в правовом регулировании предпринимательской деятельности имеет закон.

Понятие «закон» предполагает, в свою очередь, выделение федеральных законов, обладающих более высокой степенью юридической силы, чем законы субъектов Федерации; федеральных конституционных законов – законов еще более высокой юридической силы и, наконец, закона, обладающего высшей юридической силой, – Конституции России. Особое значение и определенный приоритет в отношении других федеральных законов имеют кодифицированные законы – кодексы.

В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, правовое регулирование организации и функционирования топливно-энергетического комплекса, рекламный бизнес и т.д.).

Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах, к числу которых относятся нормативные указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.

3 ст.90 Конституции России). Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14790&chapterid=1649

Предпринимательская и гражданская правоспособность субъектов экономической деятельности

Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина.

Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы (подробнее см. § 1 гл.2).

Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности.

Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда.

Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е.

он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий.

Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии. Однако этот выбор зависит прежде всего от наличия специальных знаний в той или иной области общественного производства.

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг.

Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д.

Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е.

объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

«Об аудиторской деятельности» устанавливает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества (ст.4).

Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества.

Правовые условия для начала осуществления предпринимательской деятельности.

Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ).

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность – это возможность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин.

Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

До принятия Закона о регистрации юридических лиц существовало общее положение о том, что правоспособность, дееспособность (а следовательно, правосубъектность) коммерческой организации возникает с момента окончания государственной регистрации, т.е.

со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2. ст.51 ГК). Законом установлено, что с этого момента юридическое лицо считается созданным.

Таким образом, процедура государственной регистрации, включая внесение записи в реестр юридических лиц, является сложным юридическим актом создания коммерческой организации.

Однако следует отметить, что такая позиция законодателя не согласуется с принципом свободы предпринимательства, который означает, что создание коммерческой организации может быть только делом учредителей, действующих в рамках частных отношений (даже если учредителями являются не только частные лица, но и государство в лице органов власти). Государственная регистрация и внесение в реестр являются лишь подтверждением факта сбора необходимой информации для защиты общественных интересов, а не условием для начала совершения сделок от имени уже созданного юридического лица. Не случайно закон допускает возможность совершения сделок от имени акционерного общества до его регистрации (п.2 ст.98 ГК РФ), хотя при этом учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по таким обязательствам. Общество впоследствии может принять на себя ответственность по обязательствам учредителей, но только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

9. Публично-правовые образования как субъекты экономической деятельности.

Публичные образования, равно как и органы государственной и местной власти, не могутз аниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юридической литературе. Так, С.Э. Жилинский рассматривает публичные образования в качествесубъектов гражданского права и как субъекты предпринимательской деятельности .

По егомнению, существует три направления предпринимательской деятельности с участием публичныхобразований. Первое – участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие инекоммерческие организации (например, унитарные предприятия). Второе направление – участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества.

Третье – занятиепредпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21июля 1997 г.

N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федерации» орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с такими выводами.

гражданского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Публичные образования действительно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст.

124 ГК РФ на публичные образования распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

При этом от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Быть субъектом предпринимательской деятельности – это означает, что государство, субъекты РФ и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе, в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве. Акционеры (в нашем случае – публичные образования), участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акционера, его права и обязанности определены в Законе об акционерных обществах.

Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г.

N 168-О «По запросу администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации» сформулирована следующая правовая позиция: «По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1), одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли» . В Определении также отмечается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования

участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права – граждан и юридических лиц.

Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст.

1018 и 1023ГК РФ), что противоречит публично-правовой природе этих образований.

О публично-правовой природе государства, субъектов РФ и муниципальных образований говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе».

Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Антимонопольный закон запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью; т.е. быть субъектами предпринимательской деятельности.

Более того, ряд законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в качестве учредителей общества, если иное не установлено Федеральными законами (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г.

N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x673d.html

Правоспособность субъектов среднего предпринимательства

Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

Прохорская, А. Ю. Правоспособность субъектов среднего предпринимательства / А. Ю. Прохорская. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11795/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье рассматриваются критерии отнесения к субъектам среднего предпринимательства. Автор анализирует теоретические аспекты правоспособности. По итогам проведенного исследования, автор делает вывод о правоспособности субъектов среднего предпринимательства.

Ключевые слова: субъекты среднего предпринимательства, критерии, правоспособность

При исследовании предпринимательской деятельности разных субъектов обращаются к правоспособности таких организаций, что, по нашему мнению, является обоснованным. В рамках настоящего исследования рассмотрим правоспособность субъектов среднего предпринимательства. Но для начала определим, кто же относится к таким субъектам.

понятия «субъект среднего предпринимательства» содержится в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и раскрывается через перечисление признаков, при соблюдении которых хозяйствующий субъект может быть отнесен к среднему предпринимательству. Анализ нормы позволяет выделить следующие критерии, при соблюдении которых возможно отнесение хозяйствующего субъекта к среднему:

  1. критерий юридической принадлежности к определенной организационно-правовой форме: субъект среднего предпринимательства должен быть хозяйствующим обществом или партнерством, производственным кооперативом, потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством и индивидуальным предпринимателем;
  2. критерий независимости: ограничение участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства для хозяйственных обществ и партнерств, а также поддержка стратегически важных направлений развития экономики;
  3. критерий численности работников: установлена максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сейчас она составляет от 101 до 250 человек;
  4. критерий доходности: постановлением Правительства РФ устанавливаются предельные значения дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. С 1 августа 2016 года такие значения составляют 2 млрд. рублей;
  5. критерий легитимации: для отнесения к субъектам среднего предпринимательства необходимо зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определившись с субъектами среднего предпринимательства разберемся с теоретическим понятием правоспособности.

Правоспособность — это способность юридического лица (индивидуального предпринимателя) иметь гражданские права и нести обязанности.

Правоспособности посвящена статья 49 ГК РФ: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Таким образом, цели, для которых создавалось юридическое лицо, род его деятельности определяют то, в какие отношения может вступать такое юридическое лицо, какое имущество может приобретать, какие права может иметь и какие обязанности на него возлагаются. Это определение характеризует специальную правоспособность.

Второй абзац части первой рассматриваемой статьи определяет общую правоспособность следующим образом: коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общая правоспособность означает возможность организации осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. В настоящее время большинство коммерческих организаций, не считая унитарных предприятий, имеет общую правоспособность.

Таким образом, общепринятой точкой зрения, основанной на норме права, является разделение правоспособности на общую и специальную. Также выделяют еще ограниченную, исключительную и дополнительную правоспособности, которые не будут рассматриваться в рамках данной работы.

Вопрос о распределении правоспособности остается дискуссионным из-за неоднозначности рассматриваемых норм. Научные деятели условно придерживаются двух точек зрения относительно видов правоспособности коммерческих организаций: 1.

Общая правоспособность распространяется на все коммерческие организации, за исключением прямо установленных в законе. 2.

Специальная правоспособность присуща всем юридическим лицам, так как они создаются для реализации конкретных целей.

Первой теории придерживаются многие ученые, такие как: В. В. Витрянский [1], А. А. Молчанов [8]. Они полагают, что все коммерческие организации имеют общую правоспособность, что дает им возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная правоспособность подразумевает необходимость закрепления возможности осуществлять некоторые виды деятельности.

Однако не все авторы согласны с первой теорией. В соответствии со второй теорией все юридические лица обладают специальной правоспособностью, что связано с целевым характером создания таких юридических лиц. Такой теории придерживается, например, В. П.

Мозолин, который уточняет, что под общей правосубъектностью понимается возможность быть субъектом права в рамках системы права. Специальная правосубъектность подразумевает способность субъекта быть участником ограниченного круга правоотношений [7].

Мы придерживаемся первой точки зрения.

В. В. Лаптев полагает, что «специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности, приобретать лишь такие права, которые свидетельствуют предмету деятельности субъекта» [5].

Встречается точка зрения, что возможно изменить общую правоспособность, путем внесения соответствующего ограничения в учредительные документы коммерческой организации [3].

Вопрос о том возникает ли у юридического лица специальная правоспособность, в случае закрепления в учредительных документах отдельных видов деятельность, остается дискуссионным.

Мы считаем, что если учредители коммерческой организации ограничивают виды деятельности, которые могут осуществлять юридические лица, то такое ограничение можно рассматривать как отказ от реализации субъективного права, а не изменение вида правоспособности. Подтверждение своей точки зрения мы находим, например, у Н. В. Козловой [4].

Также существует мнение, что специальная правоспособность юридического лица «может быть установлена только законом или иным правовым актом» [6]. В поддержку такой позиции высказывался Ю. В. Гросул, подчеркивая, что специальный правовой режим не зависит от желания учредителей и связан с закрепленными в законе признаками отдельных видов юридических лиц [2].

Обобщая все вышесказанное можно прийти к выводу, что для коммерческих организаций установлена общая правоспособность.

Специальная (целевая) правоспособность распространяется на некоммерческие юридические лица, государственные (муниципальные) унитарные и казенные предприятия, а также на указанные в законе коммерческие организации (например, на кредитные организации, страховщиков и так далее). Общая правоспособность не может быть изменена самостоятельно.

Теперь инкорпорируем полученные выводы на субъектов среднего предпринимательства.

Мы убедились, что законом не предусмотрено ограничение деятельности субъектов среднего предпринимательства, что позволяет прийти к выводу, что такие организации обладают общей правоспособностью.

Но с другой стороны к таким субъектам, как рассматривалось ранее, относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

То есть среди коммерческих организаций выделяется одна организационно-правовая форма, в которой создаются некоммерческие организации, а именно потребительские кооперативы. Как было рассмотрено ранее, некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью.

Наличие потребительских кооперативов, целью которых хотя и является удовлетворение материальных потребностей, не позволяет сделать вывод об общей правоспособности субъектов среднего предпринимательства.

В тоже время, и нет оснований отнесения всех остальных организаций к специальной, так как даже будучи коммерческими организациями — субъектами среднего предпринимательства, они могут иметь специальную правоспособность (например, банки, страховые организации). В связи со сложившейся ситуаций, на наш взгляд, последовательным будет сделать следующий вывод: субъекты среднего предпринимательства обладают общей правоспособностью, если для отдельных организационно-правовых форм законодательством не предусмотрена специальная правоспособность.

Литература:

  1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. — М.: Статут. 1998. — С.651.
  2. Гросул Ю. В. О видах правоспособности юридических лиц // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2012. № 1(11). — С. 86.
  3. Емелин А. В. Проблемы классификации видов правоспособности и дееспособности юридических лиц в российском гражданском праве. Юрист. № 3. 2000. № 3 — С. 9–10.
  4. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М., Статут. 2005. — С. 25.
  5. Лаптев В. В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С. 45.
  6. Мельников В. В. Юридические лица с особыми уставными задачами как участники гражданских правоотношений: дис…. канд. юрид. наук: 12.00.03/ Мельников Вячеслав Викторович. — М., 2010.
  7. Мозолин В. П., Масляава А. И. Гражданское право: Учебник. Часть 1. Под ред. В. П. Мозолина, А. И. Масляева. М., 2004.
  8. Молчанов А. А. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений // Гражданское право: учебник в трех частях. Часть 1 / под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. М.: Эксмо. 2010. — С.124.

Основные термины(генерируются автоматически): общая правоспособность, специальная правоспособность, субъект среднего предпринимательства, юридическое лицо, вид деятельности, Российская Федерация, лицо, индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, организационно-правовая форма.

предпринимательская деятельность, индивидуальныйпредприниматель, юридическоелицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика.

Особенности правового статуса индивидуальногопредпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности.

ИндивидуальныхПредпринимателей. Эта формапредпринимательства обладает рядом преимуществ: ИндивидуальныйПредприниматель

У физического лица с момента рождения возникает налоговая правоспособность, что многократно было отмечено в юридической литературе.

Российскоеюридическоелицо описано в Гражданском кодексе как организация.

правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности

Значение организационноправовойформысубъектов малого… малый бизнес, ограниченная ответственность, индивидуальныйпредприниматель, малое предпринимательство

Правоспособность предприятия раскрывается в единственном учредительном документе предприятия — уставе. Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 161-ФЗ в уставе предприятия

Унитарное предприятие — особая организационноправоваяформаюридическоголица.

Во-первых, правоспособность — возможность иметь права и обязанности в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

То есть согласно гражданскому праву юридическоелицо — лишь один из видоворганизаций.

Ст. 23–25 ГК РФ регулирует правовой статус индивидуальныхпредпринимателей. Лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица согласно законодательству РоссийскойФедерации.

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса. Двойственная природа определения правового статуса… Такая организационноправоваяформа как унитарное предприятие обладает…

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11795/

Правоспособность субъектов предпринимательского права. Государственные и муниципальные предприятия

Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

1(8). Правоспособность субъектов предпринимательского права.

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности. Предпринимательская правоспособность — неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права. Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.

С точки зрения объема правомочий различается общая и специальная правоспособность.

Общая правоспособность дает возможность вести любую хозяйственную деятельность, приобретать любые предпринимательские права и принимать на себя любые обязанности.

Специальная правоспособность дает возможность иметь не любые права, а лишь такие, которые соответствуют предмету деятельности субъекта предпринимательского права.

Характерной тенденцией развития правоспособности хозяйствующих субъектов в нашей стране, равно как и за рубежом, является постепенный переход от специальной к общей правоспособности. В условиях плановой экономики правоспособность государственных предприятий была весьма ограничена, первоначально они имели лишь те права, которые прямо предусматривались в законодательстве.

В ходе осуществления экономической реформы в 60-е гг. прошлого столетия права государственных предприятий были расширены, стал применяться другой способ определения этих прав — метод исключения. При его использовании предприятия могли решать все вопросы своей хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые относятся к компетенции органов хозяйственного руководства.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. был провозглашен принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Однако этот принцип на первых порах сочетался со специальным характером правоспособности предприятий. Так, в ст.

21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» указывалось, что предприятия могут вести любую не запрещенную законом деятельность, соответствующую предмету их деятельности.

Между тем переход к рыночной экономике требовал более широкого определения правомочий предприятий. Особенно это относилось к основному виду предприятий — акционерным обществам, которые стали широко создаваться в тот период. Первоначально были предприняты попытки расширить правомочия предприятий правительственными постановлениями и президентскими указами.

В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601', указывалось, что акционерное общество действует в соответствии с предметом деятельности, определяемым в его уставе, но может совершать также сделки, выходящие за пределы уставной правоспособности.

Таким образом, по существу, была предусмотрена общая правоспособность акционерных обществ. В более широком плане этот вопрос определялся Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 14822.

В этом положении предусматривалось, что в уставах предприятий не должен обязательно определяться предмет деятельности, за исключением государственных и муниципальных предприятий. Тем самым для предприятий (кроме государственных и муниципальных) была установлена общая правоспособность.

 
Однако и Положение об акционерных обществах, и Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в этой части противоречили Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», согласно которому, как отмечено выше, все предприятия в то время обладали специальной правоспособностью.

Данный вопрос был решен надлежащим образом лишь с принятием ч. 1 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, могут вести любые виды деятельности, не запрещенные законом.

В связи с этим коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, не должны обязательно указывать в учредительных документах предмет и цели своей деятельности (ст. 52 ГК РФ). 
Таким образом, коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, обладают в настоящее время общей правоспособностью.

Однако из этого правила имеются исключения, предусмотренные законодательством. Так, согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) банки обладают специальной правоспособностью и не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст.

5 закона). Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» специальную правоспособность имеют акционерные инвестиционные фонды. В уставе такого фонда должна содержаться инвестиционная декларация, в которой перечисляются виды инвестиционной деятельности, осуществляемой данным фондом.

Специальной правоспособностью обладают также страховые организации, центральные компании финансово-промышленных групп и некоторые другие коммерческие организации.

Особой разновидностью специальной правоспособности является исключительная правоспособность. Она дает возможность осуществлять лишь один вид деятельности, не совмещая его с другими видами.

Например, согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г.

№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» специализированный реестродержатель может осуществлять только деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, не совмещая ее с другими видами деятельности (ст. 10 закона).

Правоспособность индивидуальных предпринимателей определена в законодательстве недостаточно четко. В ст. 18 ГК РФ в общем плане говорится о праве граждан вести предпринимательскую деятельность. Согласно Закону РСФСР от 7 декабря 1991 г.

№ 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» в свидетельстве о регистрации, выдаваемом индивидуальному предпринимателю, должны были указываться виды деятельности, которые он может осуществлять.

В действующих правилах регистрации это не предусмотрено, что дает основания рассматривать правоспособность индивидуальных предпринимателей как общую.

Правоспособность субъектов предпринимательского права ограничивается в связи с лицензированием отдельных видов деятельности. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении предприятий, ведущих такую деятельность, режима, близкого к специальной правоспособности.

Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта, вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом. При ведении без лицензии деятельности, подлежащей лицензированию, предприятие может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда (ст.

61 ГК РФ).

Хозяйственная компетенция субъектов, осуществляющих регулирование (организацию) предпринимательской деятельности, как правило, является специальной.

Это относится, прежде всего, к государственным и муниципальным органам, осуществляющим регулирование хозяйственной деятельности.

Специальный характер их компетенции дает возможность обеспечить защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного (муниципального) регулирования экономики.

Полномочия федеральных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, в общих чертах определяются Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Согласно этому указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство осуществляет государственную политику, нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств, имеет право отменять их решения, противоречащие федеральному законодательству.

Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, издает индивидуальные правовые акты, но не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, издает индивидуальные правовые акты. Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также функции по контролю и надзору.

Более конкретно задачи данных государственных органов, осуществляющих регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, определяются в положениях об этих органах, утверждаемых Правительством РФ, а иногда — Президентом РФ. При этом в некоторых случаях полномочия государственных органов существенно уточняются, например, отдельным федеральным службам предоставлено право издавать нормативные правовые акты (см. гл. 2 настоящего учебника).

Компетенция подразделений предприятий и иных хозяйствующих субъектов является ограниченной. Они обладают внутрихозяйственной компетенцией, позволяющей им участвовать в отношениях, складывающихся внутри предприятия между ними, а также между подразделениями и предприятием в целом. Внутрихозяйственная компетенция определяется локальными нормативными актами, издаваемыми самими предприятиями.

В законодательстве по-разному регулируются полномочия внутренних и обособленных подразделений.

Последние могут участвовать не только в отношениях с подразделениями и предприятием в целом, но и с другими организациями.

Однако по общему правилу в этом случае они действуют от имени предприятия, которое утверждает положение о таком подразделении (например, филиале), конкретно определяющее его хозяйственную компетенцию.

2(22). Государственные и муниципальные предприятия.

В организационно – правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства.

В структуре административно – командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике их задачей является занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия – это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Унитарное – значит единое, не разделяемое на части.

Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие – это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество, т.е. это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества, полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом государственным или муниципальным органом.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником.

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли. При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.

Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко.

Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной ответственности, – в случае, если несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя – собственника.

3(2). Федоров – участник полного товарищества «Коробкин и компания» – предложил акционерному обществу заключить выгодную сделку. В подтверждение своих полномочий на подписание договора Федоров представил:

  1. нотариально заверенную копию учредительного договора полного товарищества, из которого следует, что Федоров наряду с Коробкиным и фирмой «Вандерлес» является его участником, и что ведение дел получено Коробкину;
  2. доверенность на право совершения соответствующей сделки, выданную Федорову фирмой «Вандерлес»;
  3. собственноручное письмо Коробкина, из которого видно, что он не возражает против заключения договора;
  4. визитную карточку, в которой указанны домашний адрес и телефон Федорова.

Подтверждают ли указанные документы полномочия Федорова? Если нет, то, какие документы необходимы для подтверждения его полномочий?

Ответ:

Согласно ст.

72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. В данном случае учредительный договор устанавливает, что ведение дел товарищества поручено Коробкину. Для совершения сделок от имени товарищества Коробкину не требуется доверенность.

Следовательно, для подтверждения полномочий Федорова на заключение договора необходима доверенность от Коробкина на совершение сделок.

Таким образом, Федорову недостаточно предоставленных документов.

Литература:

  1. Вознесенская Н.Н. «Предпринимательское (хозяйственное) право» 2006 год.
  2. http://www.finekon.ru/gos%20i%20municipal.php
  3. Гражданский кодекс РФ.

Источник: https://www.referat911.ru/Predprinimatelstvo/pravosposobnost-subektov-predprinimatelskogo-prava-gosudarstve/99333-1885357-place1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.