Понятие объекты и субъекты смежных прав

Субъекты и объекты смежных прав

Понятие объекты и субъекты смежных прав

Субъекты смежных прав:

1) исполнители– актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

2) изготовитель фонограммы– физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

3) организация эфирного и кабельного вещания– юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами смежных прав являются:

1) объекты прав исполнителей – результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеровпостановщиков спектаклей и иных театральнозрелищных пред ставлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

2) объекты прав производителей фонограмм на запись – звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

3) объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю радио и телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами исполнительских правявляются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией, либо с помощью технических средств. Объектами смежных прав являются также звукозаписи ивидеозаписи как со звуком, так и без звука (записи).

Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещанияявляется передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав.

Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права– права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя– возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование– право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв– право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право на защиту репутации автора– право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства

Имущественные авторские права– права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Источник: https://infopedia.su/8x12be7.html

Смежные права: понятие, субъекты, объекты. Защита смежных прав

Понятие объекты и субъекты смежных прав

Смежные права являются производными от первоначальных авторских прав. Закон об авторских правах подробно регламентирует круг субъектов смежных прав, к которым относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Они имеют право на результаты своей творческой деятельности и исключительное право на использование этих результатов, на имя, на защиту исполнения или постановки от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, на использование и получение соответствующего вознаграждения за использование всякого рода произведений.

Права исполнителяпризнаются законом, если:

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с законом;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с законом.

Права производителя фонограммы признаются за ним в случаях, если:

1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

à латинской буквы “P” в окружности;

à имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

à года первого опубликования фонограммы.

Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

Þ право на имя;

Þ право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

Þ право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Исключительное правонаиспользование исполненияилипостановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Исключительное право исполнителя не распространяется на случаи, когда:

¨ первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;

¨ воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;

¨ воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об авторском праве.

Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить фонограмму;

2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

3) распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

В изъятие из положений статей 37 и 38 Закона об Авторском праве допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения:

1) публичное исполнение фонограммы;

2) передача фонограммы в эфир;

3) сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Исключительное право организации эфирного вещания, не распространяется на случаи, когда:

· запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания;

· воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об Авторском праве.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организации кабельного вещания;

2) передавать передачу в эфир;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Исключительное право организации кабельного вещания, предусмотренное законом, не распространяется на случаи, когда:

· запись передачи была произведена с согласия организации кабельного вещания;

· воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об Авторском праве.

Права, предусмотренные законом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 Закона об Авторском праве, охраняются бессрочно.

Права, предусмотренные в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права, предусмотренные в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

Права, предусмотренные в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

В случае если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав увеличивается на 4 года.

§ 9. Основные положения о правах, смежных с авторскими в проекте части 4 ГК РФ.

Как уже было отмечено, на результаты исполнительской деятельности (результаты исполнения), на звукозаписи и записи изображения (видеозаписи), на передачи, транслируемые в эфир или по кабелю, признаются исключительные права.

Эти исключительные права, а также личные неимущественные права исполнителей являются смежными с авторскими правами (смежные права).

Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов смежных прав, регулируются ГК РФ, законами о смежных правах и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, – иными правовыми актами.

Объектами смежных прав являются:

1. объекты права на результат исполнения – результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

2. объекты права на запись – звукозаписи, а также видеозаписи со звуком или без звука;

3. объекты права на передачу, транслируемую в эфир или по кабелю – передачи, транслируемые организациями эфирного или кабельного вещания посредством радио- или телевизионных сигналов.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Нарушитель смежных прав несет ответственность в соответствии с ГК РФ. По требованию правообладателя суд может обязать нарушителя вместо возмещения убытков, причиненных нарушением смежных прав, уплатить правообладателю компенсацию, определяемую по правилам, установленным законами о смежных правах.

Источник: https://studopedia.su/10_5332_smezhnie-prava-ponyatie-sub-ekti-ob-ekti-zashchita-smezhnih-prav.html

Объекты и субъекты смежных прав

Понятие объекты и субъекты смежных прав

Объекты и субъекты авторского права

Тема 2. Авторское право и смежные права

Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью

Система управления объектами ИС включает три уровня управления: межгосударственный(международный), государственный, корпоративный.

На межгосударственном уровне систему управления объектами ИС возглавляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС – это специализированное учреждение ООН.

На государственном уровне в РБ система управления объектами ИС представляет собой государственные органы (Государственный комитет по науке и технологиям, Национальный центр интеллектуальной собственности, Республиканская научно-техническая библиотека, Белорусское авторское общество) и негосударственные (Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, Ассоциация патентных поверенных).

На корпоративном уровне систему управления объектами ИС представляют собой создаваемые на предприятиях патентные службы.

На все трех уровнях системы управления объектами ИС основная деятельность направлена на стимулирование инноваций, с соблюдением при этом интересов общества.

Важнейшая цель управления ИС – извлечение максимальной выгоды от использования интеллектуальных продуктов. Также важными целями управления ИС являются:

– обеспечение охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

– подготовка специалистов;

– международное сотрудничество;

– информационно-издательская деятельность.

Для достижения этих целей необходимо решить ряд нелегких задач экономики.

В современном цивилизованном мире самой сложной задачей каждого предприятия является способность дать потребителю товар более высокого качества или совершенно новый товар, обладающий какими-то новыми свойствами. Такую стратегическую задачу можно решить только повышая конкурентоспособность национальной экономики на основе инновационной деятельности.

Инновационная деятельность– это создание новых конкурентоспособных товаров и технологий, их производство и реализация на рынках. В основе всех инноваций лежат объекты ИС.

Авторское право(право копирования) – это система норм права, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторские права возникают у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

В соответствии со статьёй 993 ГК объектами авторского права являются:

– литературные и музыкальные произведения;

– произведения скульптуры, живописи, графики, архитектуры;

– переводы, энциклопедии, карты, компьютерные программы;

– научные произведения (учебники, базы данных).

Не признаются объектами авторского права государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, деньги), законы, судебные решения, произведения народного творчества.

Субъекты авторского права делятся на две категории:

первоначальные – это авторы (соавторы) творческих произведений;

производные – это наследники авторов (соавторов) и иные правопреемники.

Автор произведения– это создатель произведения.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин(физическое лицо), а субъектом производного – может быть не только гражданин, но и лицо юридическое, которому переданы имущественные права автора по авторскому договору.

Объект авторского права может быть создан в порядке выполнения служебного задания одним работником или группой работников (соавторов). В такой ситуации объект авторского права будет являться служебным.

Автор или соавторы служебного объекта авторского права будут обладать только личными неимущественными правами, а имущественные права в таком случае принадлежат нанимателю.

Автор принимает на себя обязательство передать нанимателю право коммерческого использования произведения, а наниматель обязуется выплачивать автору возна­граждение сверх оплаты его труда по трудовому договору за право коммерческого использования этого произведения.

Коммерческим использованием считается получение прибыли (дохода) от реализации произведения путем публикации, воспроизведения и распространения.

Возраст и состояние здоровья создателя произведения значения не имеет, т. е. реализовать свой творческий потенциал путем создания произведения можно в любом возрасте, независимо от состояния здоровья. Однако возможность самостоятельно осуществлять авторские права, передавать их другим лицам или оспаривать свое авторство в суде наступает только по достижении 14лет.

Смежные права– это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведения до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

Смежные права существуют только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Впервые понятие «смежные права» появилось в Основах гражданского законодательства в 1991 году. В СССР творческая деятельность артистов, исполнителей регулировалась нормами трудового права.

К объектам смежных правотносятся: исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Исполнение произведения – это представление произведения действием. Например, посредством игры, пения, танца, демонстрации с помощью проекционного аппарата или других технических устройств, таких как радио, телевидение, микрофоны. Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Передача организации эфирного или кабельного вещания– это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Передачи могут быть творческого характера (фильмы, тематические и проблемные передачи) и технического (новости, спортивные события).

К субъектам смежных правотносятся: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителем может быть актер, певец, танцор, музыкант. Производителем фонограмм может быть физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения. Организациями эфирного и кабельного вещания являются организации радио и телевидения.

Источник: https://studopedia.ru/3_205947_ob-ekti-i-sub-ekti-smezhnih-prav.html

Смежные права: основные положения

Понятие объекты и субъекты смежных прав

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Смежные права (понятие, характеристика, субъекты, объекты)

Понятие объекты и субъекты смежных прав

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами). К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей:

1) исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);

2) производители фонограмм (изготовители фонограмм);

3) организации эфирного или кабельного вещания;

4) изготовители баз данных;

5) публикаторы.

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях).

Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля над передачей и ретрансляцией их вещательных передач

Смежные права исполнителей

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер» (статья 1313 Г.К РФ).

1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

2. Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства – право признаваться автором исполнения;

3) право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Источник: https://cyberpedia.su/6x8edd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.