Органы лицензирования предпринимательской деятельности

Содержание

Лицензирование предпринимательской деятельности

Органы лицензирования предпринимательской деятельности

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

№ 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст.

1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.).

Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ.

Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей; в) лицензируемая деятельность; г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата; е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

Источник: https://be5.biz/pravo/p007/17.html

Какие органы, осуществляющие лицензирование, оформляют разрешение на предпринимательство – Бизнес Хаб

Органы лицензирования предпринимательской деятельности

Получение лицензии является обязательным только для ряда компаний, которые занимаются конкретными видами деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности — это сложный и трудоемкий процесс, чьи подводные камни лучше знать заранее, чтобы правильно оформить все документы и получить желаемый документ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-618 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно!

Что такое лицензия и какими правами она наделяет держателя

Лицензия — это вид документа, который разрешает осуществления определенного вида деятельности на территории РФ. Лицензирование деятельности предприятий регулируется Федеральным законом №99, в котором и дается определение данному фактору.

Под ним понимается та мера, которая применяется для предотвращения нанесения ущерба правам граждан, окружающей среде и памятникам архитектуры и безопасности страны.

При получении данного документа организация получает право гарантировать потребителю качество, а главное безопасность своих товаров. Это подтверждает то, что они соответствуют всем установленным нормам.

Получение лицензии на предпринимательскую деятельность — обязательная процедура для физ.лиц, юр.лиц и ИП, которые решили ею заняться. Для этого нужно обратиться в один из гос.органов, который занимается выдачей подобных документов.

Получение лицензии позволяют предприятию гарантировать потребителю безопасность и качество своих товаров.

К примеру, если компания решила заняться грузоперевозками, то ей следует обратиться в Федеральную службу по надзору транспорта. Аудиторским фирмам нужно получать лицензию в Минфине и т.д.

Всего около 30 гос.структур занимаются оформлением этого документа, поэтому нужно четко знать, каким видом деятельности вы решили заняться, чтобы понять, куда обращаться.

Без наличия лицензии предприятие будет нести административную ответственность. По ст.14.1(2) КоАП РФ штраф составляет 40-50 тыс. руб. для юр.лиц и 4-5 тыс. — для ИП. При этом, весь товар, который они производили, может быть конфискован.

Если какая-либо фирма занимается производством или распространением алкогольных напитков без лицензии, то за это определяется штраф в 200-300 000 руб., по ст.14.1(7) КоАП РФ. Также в этом случае вся продукция и материал, который при этом использовался, изымается.

При выявлении нарушений деятельности с уже выданной лицензией компанию ждет штраф суммой в 30-40 тыс. руб. для организаций и 3-4 тыс. для ИП, по ст. 14.1(3) КоАП РФ.

За осуществление деятельности с грубыми нарушениями условий полученной лицензией организация будет обязана выплатить 40-50 тыс.руб., а ИП — 4-5 тыс.руб., по ст. 14.1(4) КоАП РФ. Штраф может быть заменен на приостановление деятельности на срок — до 3х месяцев.

Зачем нужно лицензировать предпринимательскую деятельность

Федеральный закон №99 выдвигает требование о получении лицензий организациями и ИП для обеспечения максимальной правовой защиты гражданам РФ, а также экологической обстановке и самому гос.строю.

Только определенные виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию.

Только некоторые виды предпринимательской деятельности должны лицензироваться:

  • предоставление кредитов;
  • связанные с гос.тайнами;
  • производство и распространение алкогольных напитков, содержащих этиловый спирт и обычный;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая;
  • перевозки грузов и пассажиров;
  • образовательная;
  • по предоставлению услуг охраны;
  • эксплуатация природных ресурсов и т.д.

Всего существует порядка 50 видов деятельности, которые должны проходить процедуру лицензирования организаций. Они перечислены в ст.12 ФЗ№99.

С порядком лицензирования медицинской деятельности можно ознакомиться здесь.

Получение лицензии предоставляет ее получателю не только права, но и обязательства. Организация, которая вам выдала ее, будет проводить проверки в отношении вашей компании. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Обычно их периодичность — каждые 1-3 года.

Какие документы понадобятся

Лицензирующий орган потребует от организации следующие обязательные бумаги:

  • квитанция об оплате гос.пошлины;
  • заявление на предоставление лицензии;
  • копии документов, которые подтверждают соответствие лицензируемого вида деятельности всем установленным законом нормам;
  • все бумаги по предприятию и пр.

Точный список следует уточнять в том гос.органе, в который обратился соискатель лицензии.

В заявлении следует указывать следующую информацию:

  • название организации;
  • фактический и юридический адрес юридического лица;
  • форма организации;
  • все контактные данные;
  • регистрационный номер вместе с адресом и наименованием того органа, который выдал его;
  • ИНН и все сведения о документе об учете в налоговой;
  • вид деятельности, которым занимается предприятие;
  • реквизиты квитанции об уплаченной пошлине;
  • список прилагаемых документов.

Подача документов

После того, как пакет документов был подготовлен, его можно подать разными способами:

  • при личном визите в гос.орган;
  • отправкой по почте заказного письма с уведомлением;
  • по электронной почте (для этого документы нужно заверить электронной подписью).

Согласно лицензионным требованиям, организации выдается бумага о подтверждении получения документов. Она выдается заявителю в самом ведомстве или высылается по почте.

Для получения лицензии нужно правильно оформить все документы.

Если выясняется, что индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом были поданы не все документы, то их об этом уведомят об этом в течение 3х дней. Чтобы исправить ошибки, им предоставляется месяц и еще 3 дня на то, чтобы подать правильные варианты документов.

Получение лицензии

Рассмотрение каждой отдельной заявки составляет 45 дней. Этот срок рассчитывается с момента получения всего пакета документов. Это время требуется ведомству для того, чтобы установить правильность оформления всех документов, а также соответствие лицензиатом всем критериям, которые установлены законом.

В случае положительного решения по заявке, то подписывается приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после этого сам заявитель может рассчитывать на ее получение.

Некоторые особенности

Рассмотрим пример лицензирования продажи спиртных напитков.

В России это очень распространенный вид деятельности, поэтому существует даже отдельный закон, который регулирует его, — ФЗ №171 от 1995 г.

Именно в нем указано, что если спиртным напитком является пиво, то для его продажи не требуется лицензии, по ст.16. Не только юр.лица могут продавать его, но и ИП.

Второй правовой документ, который определяет порядок действий при лицензировании этого вида деятельности, — Административный регламент.

Пакет документов будет различен при оформлении лицензии для розничной торговли спиртными напитками, их производства или хранения. Следует заранее уточнять это в том ведомстве, куда вы собираетесь обращаться. Это требуется и по той причине, что существуют региональные власти, которые устанавливают свои правила в данной области.

Что делать при получении отказа

Любая гос.структура оставляет за собой право отказа в случае, если предпринимательская деятельность не соответствует требованиям, которые приведены в нормативно-законодательных актах или были предоставлены не все документы.

Можно попробовать оспорить решение гос.органа, который отказал вам в предоставлении лицензии в суде, но для этого нужно подготовить все документы и тщательно подготовиться к судебному разбирательству, так как оно, как правило, требует много времени и денег.

Для оспаривания отказа в выдаче лицензии нужно обращаться в суд.

Это имеет смысл делать, если заявитель полностью уверен, что у него нет никаких задолженностей перед налоговой. Именно эта причина становится частым препоном для получения лицензии.

Организация может даже не знать, что у нее есть долги перед этим гос. органом, а потом в суде это все выясняется.

Поэтому рекомендуется провести полную проверку всей документации перед тем, как отправлять исковое заявление в суд.

На каких основаниях может быть остановлено или аннулировано действие лицензии

Если в процессе проверок, контролер найдет какое-либо нарушение со стороны предприятия, то ему предоставляется один месяц на то, чтобы его исправить. Если юр.лицо или ИП упорствует, то лицензия у него отзывается.

Не стоит расслабляться в случае исправления ошибки. Скорее всего, вас будут ждать внеочередные проверки.

По иску лицензирующего органа лицензия отзывается в течение 10 рабочих дней по судебному решению.

В добровольном порядке лицензирование прекращается в следующих случаях:

  • при оформлении заявления о прекращении деятельности;
  • при приостановлении деятельности физ. или юр.лиц (сюда не относится реорганизация).

Аннулирование лицензии может произойти по причине невыполнения предприятием обязательств, установленных законом.

В последних двух случаях не требуется самостоятельно обращаться в ведомство, выдавшее вам лицензию. Налоговая сама об этом позаботится.

Источник: https://hub-bs.ru/drugoe/kakie-organy-osushhestvlyayushhie-litsenzirovanie-oformlyayut-razreshenie-na-predprinimatelstvo.html

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Органы лицензирования предпринимательской деятельности

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (800) 301-89-64 

Это быстро и бесплатно!

Даем определения

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ — непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор — услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация — перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор — перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор — медицинскую работу;
  • Росгвардия — работу частных охранников.

Компетенция

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм.  Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов.

Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный — у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99.

Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу, потребуется либо устранить нарушение, на основании которого выписано предписание, либо исправить те ошибки, которые послужили к привлечению к ответственности. И в том и в другом случае, можно либо дождаться срока, на который произошло приостановление, либо воспользоваться правом досрочного исправления ошибок.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки.

Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Заключение

Лицензирующий орган — это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением — выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Источник: https://prava.expert/litsenzii/kakie-litsenziruyushhie-organy-dejstvuyut-v-rf.html

Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности

Органы лицензирования предпринимательской деятельности

Ретенко, И. В. Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности / И. В. Ретенко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4748/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье рассматривается перечень органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: лицензирование, лицензия, лицензируемый вид деятельности; государственное регулирование.

The article considers list of authorities in the sphere of business licensing and competence of authorities in the sphere of business licensing.

Keywords: licensing, license, licensed activity, state regulation.

Назначение лицензирования состоит в установлении государственного контроля за осуществлением определенных видов предпринимательской деятельности, которые сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов.

Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы.

Поэтому важно в настоящем исследовании определить перечень органов власти, компетенцию органов власти, сравнение действующего законодательства и предыдущего в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

В ст.

3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится определение: лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование [2].

Действующее законодательство в изучаемой сфере значительно расширило полномочия Правительства РФ в области лицензирования, добавлены несколько полномочий по лицензированию предпринимательской деятельности.

Одним из них является полномочие по утверждению порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг.

Следующее полномочие касается утверждения типовой формы лицензии. Ранее действующий Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ не закреплял типовую форму лицензии, что порождало разногласия при оформлении лицензий и в названии документа, подтверждающего право на осуществление определенного вида деятельности.

На наш взгляд, правильным является подход законодателя по устранению такого противоречия.

Нельзя не согласится с мнением тех ученых, которые отмечают, сравнивая предыдущее правое регулирование лицензирования, что действующий закон, регулирующий изучаемые правоотношения, установил четкий порядок утверждения типовой формы лицензии, а также закрепил уполномоченный на это орган исполнительной власти — Правительство РФ.

Еще одним из вновь введенных полномочий Правительства РФ является утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4].

На наш взгляд, нововведение является положительной мерой в процессе совершенствования законодательства в сфере лицензирования.

Ведь мониторинг позволяет определить необходимость и возможность корректировки законодательства, определить подход правоприменительных органов в данной сфере, установить, является ли этот подход соответствующим действующему законодательству.

В целом законодателем Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [3] установлен Перечень органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

В него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор), 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз).

Помимо перечисленных органов лицензиарами по видам деятельности, не подпадающих под действие Закона о лицензировании № 99-ФЗ, уполномочены быть Банк России, Минобороны России, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ России, СВР России, ФСТЭК России.

Для осуществления функции по лицензированию, как правило, в федеральных органах исполнительной власти создаются специальные подразделения. В некоторых случаях рассматриваемая деятельность осуществляется только подразделениями центрального аппарата [4].

Конституция РФ (п. 1 ст. 78) наделяет федеральные органы исполнительной власти правом, а не обязанностью, создания территориальных органов для осуществления своих лицензионных полномочий [1].

Поэтому не все федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы, наделенные полномочиями по лицензированию (например, Минпромторг России, Роскосмос). В соответствии со ст.

6 Федерального закона № 99-ФЗ осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами [2].

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4748/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.