Как стать адвокатом в беларуси

Допуск к профессии адвоката: новеллы в законодательстве Республики Беларусь

Как стать адвокатом в беларуси

Подробности 06.12.2016

Мария Новикова, адвокат, выпускница программы Сети Домов прав человека «Международное право для защиты общественных интересов» (ILIA).

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» пока что существует исключительно в виде проекта, однако уже сейчас вызывает определенные дискуссии, в том числе среди практикующих адвокатов.

Среди новшеств, предлагаемых в проекте Закона (далее – Проект), имеются и изменения, касающиеся порядка доступа физических лиц к профессии адвоката. Впервые в качестве обязательного требования, предъявляемого к адвокату, выступает наличие стажа работы по специальности не менее трех лет.

В нынешней редакции Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) никаких требований к стажу работы лица, намеревающегося стать адвокатом (далее – претендент), не предъявляется.

Действовавший ранее Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» закреплял норму, в соответствии с которой адвокатом могло стать лицо как имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет, так и не имеющее такого стажа (при условии прохождения стажировки).

Новым требованием в соответствии с Проектом является также принятие присяги адвоката.

Проект предлагает также упразднить требование о прохождении стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность, занимавшим должность судьи, прокурорского работника не менее трех лет, если с момента прекращения соответствующей деятельности или полномочий прошло не более пяти лет. Напомним, ныне действующая редакция Закона предусматривает обязательное прохождение стажировки всех без исключения претендентов.

Нововведения, предлагаемые в Проекте, затрагивают также вопросы прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. Что касается гарантий независимости адвокатов, то следует сразу отметить, что каких-либо принципиальных изменений в порядок доступа претендента к профессии адвоката Проект не вносит.

Как и действующая на данный момент редакция Закона, Проект устанавливает необходимость сдачи квалификационного экзамена, по результатам которого принимается решение о соответствии претендента лицензионным требованиям и условиям.

Данное решение принимает Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, создаваемая при Министерстве юстиции Республики.

Проект предлагает исключить из состава Квалификационной комиссии представителя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (что очевидно, учитывая изменения в законодательстве о судоустройстве), но включить в него представителя Администрации Президента Республики Беларусь.

Если Проект будет принят, то вместе с вышеуказанным лицом, а также пятью представителями Министерства юстиции и по одному представителю от Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, восемь человек из Квалификационной комиссии будут представителями государства.

Как и ныне действующий Закон, Проект прямо закрепляет полномочия Министерства юстиции по определению программы и порядка проведения квалификационного экзамена. В отличие от ныне действующего Закона, Проект предлагает направлять претендента на стажировку не до, а после сдачи квалификационного экзамена. После сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки претендент принимает присягу адвоката, после чего приобретает статус адвоката. Проект не отменяет лицензирование адвокатской деятельности, которое осуществляется Министерством юстиции.

Очевидно, что при таком огромном влиянии государства при решении вопроса о принятии новых членов в адвокатское сообщество, ни о какой независимости адвоката говорить не приходится. Основные принципы, касающиеся роли юристов, признают право каждого на доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами. Среди прочих гарантий,

признаваемых за юристами при осуществлении их обязанностей, Основные принципы закрепляют и свободу юристов от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. Широкие полномочия государства в сфере, регулирующей деятельность адвокатуры, в том числе при допуске претендентов к адвокатской деятельности, говорят об отсутствии независимости адвокатуры.

В своем Докладе, представленном 21.10.2016 г.

на 71-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Моника Пинто заявила, что «эффективная система отправления правосудия предполагает не только независимые и беспристрастные судебные органы, но также и независимых юристов».

Спецдокладчик отметила необходимость гарантировать адвокатам независимость от государственных властей и негосударственных субъектов. Спецдокладчик указала на обязанность государств защищать адвокатов от ненадлежащего вмешательства со стороны властей.

Затронула Спецдокладчик и вопросы допуска претендентов к профессии адвоката. В частности, в очередной раз было указано на важность наличия независимых саморегулируемых коллегий адвокатов, которые контролируют допуск кандидатов к адвокатской практике.

Моника Пинто выразила свою обеспокоенность «по поводу ситуаций, когда допуск к началу или продолжению юридической практики определяется или контролируется исполнительной властью» (п.75 Доклада).

Спецдокладчик считает, что «системы лицензирования, находящиеся в ведомстве государственных учреждений, противоречат международным стандартам в области независимости юристов.

Наибольшей эффективностью в определении требований и процедур в отношении допуска обладают сами представители юридической профессии, поэтому при выдаче лицензий на практику именно им следует отвечать и за проведение экзаменов, и за соответствие кандидатов другим требованиям (п.76 Доклада).

В предложенных Спецдокладчиком рекомендациях прямо указывается на обязанность государств принимать меры для защиты независимости адвокатов и обеспечения осуществления ими своей профессиональной деятельности без вмешательства или препон любого рода.

При этом, как отмечено в рекомендациях, «порядок допуска к профессии адвоката следует оговорить в законодательстве, а процедуры допуска должны быть ясными, транспарентными и объективными.

Государствам следует воздерживаться от вмешательства в процессы допуска, следовательно, полномочия в отношении процедур допуска и выдачи лицензий на практику должны осуществлять ассоциации адвокатов» (п.110 Доклада).

Из вышесказанного становится очевидным, что нормы Проекта, как и ныне действующий Закон, не способствуют соблюдению принципа независимости адвокатуры.

Очевидно, что принципы работы в государственных органах и в независимой организации, коей и должна являться адвокатура, разнятся. В связи с этим представляется нецелесообразным предложение Проекта отменить стажировку для претендентов – бывших судей и, в особенности, прокурорских работников.

Включение в состав Квалификационной комиссии представителей государственных органов является очевидным вмешательством в независимость адвокатуры и несоблюдением рекомендаций Спецдокладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.

Также очевидно, что вышеуказанные лица могут не знать специфики деятельности адвокатуры и не иметь практических навыков, необходимых для адвоката.

В связи с этим предложение Проекта включить в состав Квалификационной комиссии представителя еще одного государственного органа – Администрации президента – является нарушающим принцип независимости деятельности адвоката.

В целом, с сожалением следует констатировать, что Проект не предлагает каких-либо нововведений, которые гарантировали бы возможность начать деятельность адвоката без какого-либо вмешательства со стороны государства. Проект предлагает полностью закрыть доступ к профессии молодым специалистам и при этом облегчает доступ к профессии бывшим государственным служащим, что также невозможно считать целесообразным и объективным.

Мария Новикова, адвокат, выпускница программы Сети Домов прав человека «Международное право для защиты общественных интересов» (ILIA).

Источник: https://bydc.info/news/507-dopusk-k-professii-advokata-novelly-v-zakonodatelstve-respubliki-belarus

Особенности правового статуса стажера и помощника адвоката

Как стать адвокатом в беларуси

В статье анализируются условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Представлена сравнительная характеристика правового статуса стажера и помощника адвоката, а также сравнительная характеристика организационных форм осуществления адвокатской деятельности.

Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности

Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет, прошедшее в установленных случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов .

Лицо, намеревающееся стать адвокатом, обязано пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. Не требуется прохождения стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность не менее 3 лет, если со дня прекращения адвокатской деятельности прошло не более 5 лет, за исключением лиц, исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов по дискредитирующим обстоятельствам.

До сдачи квалификационного экзамена претендент проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от 3 до 6 месяцев.

По окончании стажировки адвокат, под руководством которого стажер проходил стажировку, составляет заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности, а стажер — отчет о результатах стажировки .

Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката .

Сравнительная характеристика правового статуса стажера и помощника адвоката

Закон N 334-З определяет следующие основные отличия стажера адвоката от помощника адвоката, которые могут быть классифицированы по следующим группам: требования к уровню образования; обязанности, предусмотренные законом; срок работы в соответствующем качестве; функциональное назначение деятельности; условия принятия на работу.

Требования к уровню образования стажера и помощника адвоката в Республике Беларусь: стажер должен обладать высшим юридическим образованием . Применительно к помощнику адвоката законодательство не предъявляет требований о наличии юридического образования, в п.

1 ст. 19 Закона N 334-З указано только, что время работы в качестве помощника адвоката при условии наличия у него юридического образования включается в стаж работы по специальности. Из этого следует, что помощник адвоката может не иметь юридического образования.

Срок работы в качестве стажера и помощника адвоката: срок работы в качестве помощника адвоката не ограничен. Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием. Срок работы в качестве стажера установлен в пределах от 3 до 6 месяцев .

Функциональное назначение деятельности помощника и стажера адвоката: правовой статус помощника и стажера адвоката в части их функциональных обязанностей различается незначительно. Согласно ч. 2 ст.

19 Закона N 334-З помощник адвоката выполняет вспомогательную работу, связанную с оказанием юридической помощи клиентам, присутствует в судебных заседаниях, а также при соблюдении требований, установленных законодательством, при осуществлении процессуальных действий по делам с участием адвоката, у которого он является помощником, выполняет иные обязанности, предусмотренные трудовым договором. Стажер осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя обязанности помощника адвоката и иные обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Иные отличия: согласно ч. 4 п. 2 ст. 9 Закона N 334-З претендент не может быть принят в качестве стажера адвоката при наличии у него ограничений, предусмотренных ст. 8 Закона N 334-З. Однако при этом законодатель Беларуси не предусмотрел аналогичные ограничения для претендента на должность помощника адвоката.

Наглядно сравнительную характеристику правового положения стажера адвоката и помощника адвоката можно представить в виде следующей таблицы:

Критерии классификацииСтажер адвокатаПомощник адвоката
Требования к уровню образованияВысшее юридическое образованиеТребования к уровню образования не установлены
Функциональное назначение деятельностиПрохождение стажировки является обязательным этапом приема в адвокатуруРабота в качестве помощника адвоката не является обязательным этапом приема в адвокатуру
Должностные обязанностиВыполняет вспомогательную работу, связанную с оказанием юридической помощи клиентам, присутствует в судебных заседаниях, а также при соблюдении требований, установленных законодательством, при осуществлении процессуальных действий по делам с участием адвоката, у которого он является помощником, выполняет иные обязанности, предусмотренные трудовым договоромВыполняет обязанности помощника адвоката и иные обязанности, предусмотренные трудовым договором
Срок работы в соответствующем качествеОт 3 до 6 месяцевНе ограничен
Ограничения для принятия на работуК осуществлению адвокатской деятельности (в том числе в качестве стажера) не допускается лицо:— признанное недееспособным или ограниченно дееспособным;— ранее совершившее умышленное преступление;— исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, в течение 3 лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;— обратившееся за получением лицензии в течение 1 года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении действия или об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг в установленных законодательными актами случаях, за исключением прекращения действия соответствующего специального разрешения (лицензии) по собственной инициативе лицензиата;— занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службыОграничения для принятия на работу не установлены

Сравнительная характеристика организационных форм осуществления адвокатской деятельности

Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально .

Критерии сравненияЮридическая консультацияАдвокатское бюроИндивидуальная адвокатская деятельность
Организационно-правовая форма деятельностиНе является юридическим лицомЯвляется некоммерческой организацией, создаваемой в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощиАдвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, должен быть зарегистрирован Минюстом
Руководство деятельностьюОсуществляется заведующим, назначаемым из числа адвокатов юридической консультацииУправление деятельностью по определенным вопросам осуществляется путем проведения собрания партнеров .Текущее руководство деятельностью осуществляется управляющим партнеромСамостоятельно
Полномочия на открытие счетов в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, получение печати, штампов и бланков с адресом места осуществления адвокатской деятельностиНе имеетИмеетИмеет
Полномочия привлекать физических лиц по трудовым договорамНе имеетИмеетИмеет
Полномочия привлекать физических лиц по гражданско-правовым договорамНе имеетНе имеетИмеет

Источник: https://ilex.by/osobennosti-pravovogo-statusa-stazhera-i-pomoshhnika-advokata/

Как стать адвокатом

Как стать адвокатом в беларуси

Адвокат призван защищать права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, и осуществляет это профессионально. Сфера деятельности и возможности адвоката позволяют ему оказывать самую разнообразную юридическую помощь.

В соответствии со ст.

7 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности (далее, если не предусмотрено иное, – лицензия) и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

Согласно ст.ст. 8 Закона  к осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо:

признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

ранее совершившее умышленное преступление;

исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;

обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении действия или об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг в установленных законодательными актами случаях, за исключением прекращения действия соответствующего специального разрешения (лицензии) по собственной инициативе лицензиата;

занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Лицо, намеревающееся стать адвокатом (далее – претендент), обязано пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен.

Не требуется прохождения стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность не менее трех лет, если со дня прекращения адвокатской деятельности прошло не более пяти лет, за исключением лиц, исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов по дискредитирующим обстоятельствам.

Основной целью стажировки является создание условий для подготовки и допуска стажеров адвоката к самостоятельной адвокатской деятельности.

Основными задачами стажировки являются: изучение специфики профессии адвоката, организации работы территориальных коллегий адвокатов; повышение уровня теоретических знаний и приобретение практических навыков, необходимых для осуществления адвокатской деятельности; углубление профессиональной специализации, освоение накопленного опыта; изучение деловых, моральных и профессиональных качеств стажера адвоката в целях определения возможности осуществления им адвокатской деятельности.

В качестве стажера адвоката не могут быть приняты лица при наличии у них ограничений, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Беларусь “Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь”.

  Стажер адвоката принимается на работу на условиях срочного трудового договора, заключаемого с соответствующей территориальной коллегией адвокатов (в случае направления на стажировку в юридическую консультацию), адвокатским бюро либо адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально.

В трудовом договоре, заключаемом с территориальной коллегией адвокатов, может быть предусмотрено условие об обязанности стажера адвоката после прохождения стажировки и при условии получения специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности отработать два года в юридической консультации, указанной в этом договоре.

По окончании стажировки адвокат, под руководством которого стажер адвоката проходил стажировку, составляет заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности, а стажер адвоката – отчет о результатах стажировки, в котором должно быть отражено выполнение им индивидуального плана стажировки, а также сведения о выполненных заданиях по повышению своего теоретического уровня с приложением проектов документов правового характера.

До сдачи квалификационного экзамена претендент проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев.

Решение о приеме претендента в качестве стажера адвоката и направлении его на стажировку в юридическую консультацию, адвокатское бюро или к адвокату, осуществляющему адвокатскую деятельность индивидуально, принимается по заявлению претендента советом территориальной коллегии адвокатов на основании соответственно заявок юридических консультаций, адвокатских бюро или адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, или по направлению Белорусской республиканской коллегии адвокатов в установленном ею порядке.

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена претендент подает заявление в Квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, создаваемую при Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее – Квалификационная комиссия), к которому прилагаются:

копия диплома о высшем юридическом образовании;

копии документов, подтверждающих стаж работы по специальности не менее трех лет;

заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности и отчет о результатах стажировки;

автобиография.

При подаче заявления претендентом предъявляются оригиналы диплома о высшем юридическом образовании и трудовой книжки (при ее наличии).

В состав Квалификационной комиссии входят:

председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов, по одному представителю от территориальных коллегий адвокатов;

по одному представителю от Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, иных государственных органов;

пять представителей от Министерства юстиции Республики Беларусь;

два представителя от научных организаций.

Председателем Квалификационной комиссии является заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.

После подачи заявления в течение месяца Квалификационной комиссией проводится проверка претендента на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом. По результатам проверки принимается мотивированное решение о допуске или об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена.

Решение Квалификационной комиссии об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена может быть обжаловано в суд в течение месяца со дня принятия решения.

Квалификационный экзамен проводится по конституционному, уголовному, гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и административному праву, уголовному, гражданскому, хозяйственному и административному процессам, законодательным актам по вопросам деятельности адвокатуры и Правилам профессиональной этики адвоката в течение месяца со дня принятия решения о допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена.

Источник: http://moka.by/index.php/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC

Приобретение статуса адвоката в России, Беларуси и Германии. Сравнительный анализ

Как стать адвокатом в беларуси

В этой статье я исследую какой путь нужно пройти чтобы стать адвокатом в России, соседней Беларуси, а также экономически мощной Германии.

Для получения статуса адвоката в России нужно:

1) Высшее юридическое образование, полученное в ВУЗе имеющем гос. аккредитацию;

2) Стаж работы по юридической специальности от 2 лет. Стаж начинает отсчитываться с момента получения диплома о высшем образовании.

3) Сдать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката. В допуске к экзамену может быть отказано лицам имеющим непогашенную или неснятую судимость. Экзамен состоит из письменных ответов на вопросы и устного собеседования.

В перечень вопросов входят прежде всего вопросы по законодательству об адвокатской деятельности, уголовному праву и процессу, потому что это конек адвокатов, также вопросы производства в Конституционном суде РФ, ЕСПЧ, гражданскому, трудовому, семейному, жилищному зак-ву, налоговому праву, гражданскому и арбитражному процессу, судопроизводство по делам об административных правонарушениях.

Квалификационный экзамен это не легкая прогулка под луной), это испытание! Экзамен считается не сданным, если претендент хотя бы по одному из вопросов экзаменационного билета показал неудовлетворительные знания либо правильно ответил менее чем на 60% вопросов письменного задания. Кто-то сдает экзамен, а есть те, кто не сдает его и с первого, и со второго раза.

4) Принятие присяги адвоката. Присяга – это торжественное обещание соблюдать верность (по словарю С.И. Ожегова). Именно со дня присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Документ подтверждающий статус адвоката – удостоверение адвоката.

Наши соседи Беларусь 🙂

Основным нормативным правовым актом, урегулировавшим правовой статус адвоката в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

В Беларуси адвокатская деятельность — это один из видов лицензируемой деятельности. Это является кардинальным отличием от статуса адвоката в РФ.

Требования для получения статуса адвоката в Республике Беларусь:

1) наличие у физ. лица гражданства Республики Беларусь;

2) высшее юридическое образование;

3) стаж работы по специальности не менее 3-х лет;

4) лицо должно пройти стажировку у адвоката в случаях, установленных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 3-х до 6-и месяцев.

Не требуется прохождения стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность не менее 3-х лет, если со дня прекращения адвокатской деятельности прошло не более 5-и лет, за исключением лиц, исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов по дискредитирующим обстоятельствам;

5) сдать квалификационный экзамен;

6) получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности;

7) стать членом территориальной коллегии адвокатов.

Квалификационный экзамен состоит из 2-х этапов, которые различаются по форме проверки знаний претендента: устная и письменная. Письменная форма проводится в виде компьютерного тестирования.

Компьютерное тестирование состоит из дачи ответов на 20 вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос компьютерного тестирования претендент получает 1 балл.

Количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов тестирования положительными, — 70 и более % от количества вопросов, содержащихся в тесте.

Устная форма квалификационного экзамена представляет собой устный ответ на экзаменационный билет, который включает в себя один вопрос по программе квалификационного экзамена.

Ответ претендента на экзаменационный билет может быть оценен в 2, 3, 4 или 5 баллов.

Каждый член Квалификационной комиссии выставляет оценку ответу претендента независимо от других. По итогам выставленных оценок председатель или секретарь Квалификационной комиссии производит подсчет результатов и выводит общий средний балл с учетом математических правил округления чисел.

Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен, если он по результатам сдачи устного экзамена набрал не менее 4 баллов.

На основании результатов квалификационного экзамена Квалификационная комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии претендента лицензионным требованиям и условиям.

Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательными актами, и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката. Адвокат, вступивший в члены территориальной коллегии адвокатов, приносит присягу адвоката.

Основные отличия в Республике Беларусь от РФ – это лицензия и запрет иностранным гражданам сдавать экзамен на статус адвоката, также обязательная стажировка у адвоката или адвокатского образования.

В Германии – сердце Европы

Профессия адвоката (Rechtsanwalt) в Германии всегда считалась очень престижной и вызывающей особое уважение. Если верить статистическим данным, по популярности у населения адвокаты занимают почетное второе место, уступив лишь врачам и обойдя священников[1].

В Германии не существует экзамена на получение статуса адвоката, однако процесс получения юридического образования в Германии считается одним из самых сложных.

Всем желающим заниматься адвокатской деятельностью необходимо сдать два государственных экзамена.

Первый государственный экзамен ежегодно не сдают примерно 30% студентов, со вторым государственным экзаменом не справляются 15% экзаменующихся[2].
После повторно несданного экзамена (первого или второго) дорога в юриспруденцию в Германии закрыта навсегда.

Первым государственным экзаменом (Erste Juristische Staatsprüfung) в Германии завершается университетское образование, на получение которого, согласно статистическим данным, требуется в среднем 10 семестров.

Экзамен состоит из 2 частей: экзамена по обязательным предметам, включающим в себя устную и письменную часть, и экзамена по специализации.

Студенты, успешно сдавшие первый государственный экзамен, называются дипломированными юристами (Diplom-Jurist) и имеют право продолжить обучение в т.н. референдариате (Referendariat). Но сначала нужно пройти стажировку 2 года.

Стажировка проводится 4 месяца в гражданском суде, затем 3 месяца в прокуратуре, потом 4 месяца в административных органах, далее 9 месяцев в адвокатской конторе и на последок 3 месяца на предприятии в юридическом отделе. Попробуй осиль! _

Референдариат представляет собой 2-летнее практическое обучение юристов при одном из 24 Высших земельных судов (Oberlandesgericht) Германии, по окончании которого сдается второй государственный экзамен (Zweite Juristische Staatsprüfung), дающий право занимать должность нотариуса, судьи, прокурора или адвоката.

Требования, предъявляемые законом к кандидатам в адвокаты

Помимо двух сданных государственных экзаменов, Федеральным законом об адвокатуре Германии[3] (Bundesrechtsanwaltsordnung = BRAO) предусмотрены определенные требования, предъявляемые к юристу, желающему заниматься адвокатской деятельностью. Согласно § 7 данного закона, соискатель не будет допущен к адвокатской практике, если он:

· по решению Федерального конституционного суда был лишен основных гражданских прав;

· решением суда лишен права занимать публичные должности;

· решением суда был исключен из адвокатуры;

· решением дисциплинарного суда был уволен из правоохранительных органов;

· был обвинен в совершении поступка, недостойного адвокатского звания;

· противозаконным способом участвует в борьбе против существующего в Германии общественного строя;

· вследствие своих физических недостатков или слабости духовных сил длительное время не в состоянии надлежащим образом исполнять адвокатские функции;

· занимается деятельностью, не совместимой с профессией и репутацией адвоката;

· решением суда ограничен в праве распоряжаться своей собственностью;

· является судьей или государственным служащим (за исключением тех случаев, когда эти функции выполняются на общественных началах).

Помимо квалификации «полного юриста» (Volljurist), которая появляется в результате сданных 2-х экзаменов, претенденту надо получить допуск от местной коллегии адвокатов (Rechtsanwaltskammer) и быть занесенным в официальный список адвокатов (Rechtsanwaltsverzeichnis).

Предпосылками для допуска являются, в частности, наличие страховки материальной ответственности перед клиентами – на случай возможных ошибок – и наличие помещений для адвокатской канцелярии, расположенных на соответствующей территории.

Перед коллегией будущий адвокат приносит клятву (§ 12a BRAO), обещая оберегать конституционный порядок и на совесть исполнять обязанности адвоката.

В немецких университетах экзамены сдают на немецком языке, экзамены не по какой-то бытовой беседе, а по праву, которое нужно уметь понимать и толковать. Нужно быть очень умным человеком чтобы пройти через все эти испытания.

Таким образом из исследуемых стран получить статус адвоката в России легче всего, требований меньше. Получать его или не получать это дело личное, исходя из целей и задач человека. Вместе с правами следуют и обязанности.

[1] Streck, Michael in: Beruf AnwaltAnwältin, S. 8, München 2001.

[2] Мария Дерра. Адвокатура в Германии.

[3] https://www.gesetze-im-internet.de/brao/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c8be2dad1eee700b32fc338/priobretenie-statusa-advokata-v-rossii-belarusi-i-germanii-sravnitelnyi-analiz-5cc15a303d89f500b3cec358

Почему юристу в Беларуси трудно быть «тыжюристом»

Как стать адвокатом в беларуси
Фото с сайта www.cityprofit.com.ua

Любой из юристов может рассказать множество историй о том, как часто к ним обращаются друзья, родственники, родственники родственников и т.п. с просьбой проконсультировать по любым юридическим вопросам — дескать, «ты ж юрист», значит, должен разбираться во всех юридических тонкостях.

Как правило, люди в такой помощи не отказывают. Но представленные рекомендации основаны, скорее, на знаниях стереотипов правовой практики. Между тем, не всегда эти знания могут решить проблему.

Александр Лобатый, адвокат судебной практики компании REVERA, член Минской областной коллегии адвокатов — о том, как работать в Беларуси в правовом поле, полном неопределенностей, и что можно изменить.

— Провокационно я могу сказать, что в сфере права мы, юристы, не знаем многого. И проблема не всегда в наличии или отсутствии соответствующего знания о законодательном/нормативном регулировании той или иной проблемы. А скорее в том, что это знание, бывает… неоткуда взять. Затрону этот вопрос с точки зрения проблем, с которыми компании сталкиваются в экономических судах.

В чем проблема правового поля беларуси

В Беларуси очень мало доступной правоприменительной практики, которую можно использовать юристам в своей работе. Нет единой базы судебных постановлений и обобщения судебной практики.

Публикуемая правовыми базами информация либо очень скудна, чтобы сделать однозначный вывод и применять эту практику в качестве образца, либо есть вопросы с актуальностью подхода государственного органа или суда.

Более того, в последнее время значительно сократилось появление новых судебных постановлений Верховного Суда, проанализировав которые можно было бы иметь четкое представление о том, каким образом должна быть применена/истолкована соответствующая норма права.

Затрудняет ли это нашу работу? Да. Делает ли это нашу работу обесцененной? Отнюдь, потому что во многом именно от нашей работы по доказыванию той или иной позиции будет зависеть ее единообразное применение в будущем.

А бывает иначе? Да, достаточно обратиться к опыту наших коллег из России, где в открытом доступе имеется Картотека арбитражных дел. Правовые базы наших соседей изобилуют количеством актуальной судебной практики и аналитических материалов, ее обобщающих.

Что в такой ситуации делают белорусские юристы? Обращаются к базовым теоретическим изысканиям, общаются друг с другом, публикуют статьи, где делятся своим опытом, изучают практику зарубежных стран, направляют обращения в госорганы за разъяснением мнения по конкретной ситуации или делу. При этом такого рода разъяснения, с одной стороны, только мнение, позиция госоргана, с другой — могут учитываться судом при вынесении решения.

Отдельным источником информации для нас выступают юристы-«мастодонты», которые давно работают с белорусским бизнесом и передают свои, без преувеличения, сакральные знания более молодым коллегам. При этом ничто из вышеперечисленного не гарантирует вам на 100%, что выбранный путь реализации или защиты своего права принесет результат. Покажу это на нескольких примерах.

1. Вывод суда опровергает предыдущую практику экономических судов.

Не так давно мои коллеги поделились информацией о постановлении Верховного Суда, в котором был сделан вывод о том, что заказчик не может расторгнуть договор оказания услуг в одностороннем порядке при задолженности за оказанные услуги, а также при невозмещении исполнителю фактических расходов на момент такого отказа.

Этот вывод суда полностью опровергает предыдущую судебную практику экономических судов. Право отказаться от договора оказания услуг для заказчика всегда не зависело от того, оплатил ли он фактически расходы исполнителя на момент такого отказа.

Поскольку все денежные вопросы между сторонами могли быть решены в отдельном процессе.

Сейчас же получается, что обязательства сторон по такому соглашению будут продолжаться, пока стороны не урегулируют вопросы оплаты (при наличии спора это может затянуться на длительный срок).

Изменилось ли за это время законодательство об оказании услуг? Нет. Имеет ли это значение для правоприменительной практики? Да.

Фото с сайта divannaya-sotnya.com

2. Решение суда изменяет уже сложившуюся правоприменительную практику.

Еще один пример показывает, что опираться только на судебную практику не стоит. Недавно в одном из судебных постановлений Верховный Суд пришел к выводу о том, что такое условие обеспечения договора, как задаток, прописанное в предварительном договоре, не противоречит требованиям законодательства.

По сути дела сейчас это полностью изменяет практику. Долгое время в судебной системе доминировала позиция, при которой задаток, как способ обеспечения обязательств, противоречит правовой природе предварительного договора.

Изменилось ли за это время законодательство о предварительном договоре? Нет. Имеет ли значение пример из судебной практики, о котором мы сказали выше? Безусловно.

3. Нет прямого указания на правоприменительные нормы, но судом они учитываются.

В законодательстве есть определенные требования к оформлению полномочий на участие в деле от имени иностранных лиц. К примеру, доверенность (при отсутствии упрощенного порядка в международном соглашении) должна пройти процедуру легализации либо проставления апостиля (быть заверенной).

Однако встречались и случаи оформления доверенности по белорусскому праву путем ее выдачи на территории Беларуси. В реквизитах указывалось место выдачи (например, г.

Минск), что законодательству не противоречит, если бы не одно «но». В такой ситуации нужно, чтобы лицо, которое выдает доверенность, находилось в этот день на территории Беларуси.

Если такого не произойдет и это будет выяснено в суде, исковое заявление не будет рассмотрено.

Написано ли об этом где-либо напрямую? Нет. Соответствует ли такой подход законодательству? Да. Имеет ли это значение для рассмотрения спора? Имеет.

При этом подводных камней достаточно много и в рамках «типовых» проектов. Случаев, когда мы выступаем в качестве первопроходцев, «чувствуем» ситуацию на себе, после чего рассказываем об этом коллегам по «сарафанному радио» или через СМИ, много.

Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

Неужели все так безысходно? Конечно же, нет

Практика показывает существующую реальную зависимость достигнутого результата от действий лиц, участвующих в принятии в решений. Другими словами, чем больше ты работаешь над обоснованностью своей позиции, тем больше у тебя шансов на успех. Сейчас тенденции нашей профессии выражаются в том, что:

  • Усиливается тенденция взаимодействия юристов и бизнеса. Юристы стараются освещать проблемы понятным неспециалистам в области права языком, вступают в открытый диалог с органами власти, принимают участия в подготовке нормативных правовых актов
  • Правовая информация становится более доступной для всех. Если раньше для подготовки иска о взыскании займа по расписке требовалась помощь юристов, за которую обязательно приходилось платить, то сейчас в большинстве случаев клиент может все сделать самостоятельно. Более того, образец такого иска есть на сайте Верховного Суда
  • Юристы отходят от традиционных форм оказания правовой помощи и уходят в специализированные направления и отрасли экономики (фармацевтика, энергетика и т.п.). Заключения становятся короче и содержательнее по рекомендациям
  • Акценты смещаются в пользу клиентоориентированности и достижения результата, которые лежат не только в правовой, но иной (налоговой, бухгалтерской, экономической и т.п.) плоскости
  • Автоматизируются существующие процессы, например, внедряются алгоритмы по подготовке «простых» документов, дополнительного контроля качества и т.п.
  • Накопленный методом проб и ошибок опыт нами систематизируется и помогает повысить качество услуг. Это позволяет если не избежать, то хотя бы минимизировать правовую неопределенность, о которой речь шла выше.

Почему юристы используют в работе «штампы»

В то же время традиционные формы и средства в нашей работе как присутствовали, так и будут присутствовать. Объясню на примере.

Некоторое время назад в юридическом сообществе велась большая дискуссия о том, что наша профессия застряла в прошлом веке, и при подготовке документов мы зачастую используем юридические термины-штампы, которые не имеют никакого значения для реализации бизнес-процесса. Это правда, но только отчасти.

Казалось бы, зачем в договоре нужна фраза о том, что он «составлен на русском языке в двух экземплярах, для каждой из сторон и действует до полного исполнения обязательств сторонами»? В 98% случаев незачем.

Но в практике то и дело возникают случаи «всплытия» дополнительных экземпляров, которые в своем содержании отличаются от текста материалов дела. Эти отличия могли быть как незначительными (шрифт, мелкие описки), так и существенными (наличие соглашения сторон о передаче дела на рассмотрение конкретного юрисдикционного органа).

При исследовании такого факта суд обязан установить, при каких обстоятельствах появился иной экземпляр договора, сколько их всего было, имеется ли оригинал, есть ли в оригиналах противоречия. В этой ситуации это условие будет отправной точкой.

Законодательство допускает случаи, когда истечение срока действия договора влечет прекращение обязательств по нему. Формулировка, исключающая данное положение, исключает и любые инсинуации на этот счет.

Часто ли эти ситуации возникают? Нет, не часто, но возникают. Хочет ли клиент минимизировать данный риск? Да, конечно. Стерпит ли ваш договор данное условие? Думаю, да.

Какие выводы можно сделать

О качестве правосудия судит в том числе его предсказуемость. Следовательно, задача нашей профессии заключается и в том, чтобы своей работой повышать ее уровень.

Говорят, если мероприятие нельзя предотвратить, его необходимо возглавить! Очевидно, мы будем еще чаще выходить на диалог с бизнесом и государством, рассказывая об успешных кейсах и реализованных проектах. Будем поднимать проблемные вопросы, обивать пороги госорганов, предлагать свои решения по спорным вопросам, что способствует и будет способствовать преодолению правовой неопределенности в стране.

Я уверен, что в конечном счете все это приведет к тому, что наши рекомендации по принципу «ты ж юрист» будут основаны на единообразном применении и толковании законодательства государственными органами и судами.

Адвокат адвокатского бюро Revera, член Минской областной коллегии адвокатов

Специализируется на урегулировании коммерческих споров.

Имеет опыт представления интересов белорусских и иностранных компаний в белорусских экономических и российских арбитражных судах.

Источник: https://probusiness.io/law/2910-pochemu-v-belarusi-trudno-byt-tyzhyuristom-i-razbiratsya-vo-vsekh-tonkostyakh-zakonov-mnenie-advokata.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.