Госуд деятельность

Деятельности государства

Госуд деятельность

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В современных условиях признанно, что социальная политика явля­ется одним из важнейших направлений в деятельности правового государства. В трактовке социальной политики как особого соотношения свободы личности и ее защищенности,ответственности сообщества (через государство) за судьбу своих граждан сложилось несколько подходов.

Правовое государство в его классическом либеральном варианте явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. ” Лучшее правительство то, которое меньше правит “, – говорил

Т.Джефферсон ( президент США в 1801 – 1809 гг., автор “Декларации независимости”, провозгласившей независимость США). Создатели такого государства полагали,что обеспечение каждому прав и свобод,поощрение конкуренции сделают частную собственность доступной для каждого, повысят индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию.

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Современный анализ социальной политики отвергает бюрократическое, уравнительное распределение общественного богатства. Оторванное от охраны свободы (в том числе свободы частной собственности) государ­ство обнаруживает тенденцию к перерастанию в авторитаризм и тормоз экономического прогресса.

В свое время в СССР и ряде других стран сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финанси­рованием главным образом из госбюджета – 95 и более процентов ассигнований с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения (патернализм – тип отношений между руководи­телями и народом,предусматривающий “отеческую заботу” первых о благе народа и “сыновнюю благодарность” вторых за улучшение жизни)/39, 54/.

Наиболее полное воплощение социальная политика получает в теории и практике социального государства (государства всеобщего благоден­ствия).

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности /31/.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например, римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, предоставляя плебсу “хлеба и зрелищ”. В V в. до н.э. в Древнем Риме облегчалось использование общественных земель для бедняков, в конце II в. до н.э.

вводились дополнительные налоги на роскошь. В Древней Греции реформы Писистрата, Клисфена, Перикла ( VI-V вв. до н.э.) по разному пытались помочь бедным за счет богатых и других эксплуа­тируемых Афинами государств. Многочисленные налоги и обложения отнимали до 20% дохода богатых /50/.

Однако основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьях и общинах.

Индустриалаизация, урбанизация общества, бесконтрольное развитие капитализма обострили социальный вопрос и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращения в одно из ведущих направлений деятельности государства.В результате этого примерно в 60-х годах ХХ в.и возникли социальные государства.

Высокий статус социального государства был закреплен после второй мировой войны в конституциях западных держав (ФРГ, Италии, Франции и др.).

Необходимым условием существо­вания социальных государств явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, в которых оно находится примерно на одинаковом уровне,выигрывая в одних отношениях и проигрывая в других.

Так, бедным лучше быть во Франции, чем в США; больным – во Франции, чем в Италии; безработным – во Франции, чем в Великобритании; получить травму на производстве лучше в ФРГ или Великобритании, чем во Франции /1/.

Деятельность социального государства направлена на всеобщее благо, на утверждение в обществе социальной справедливости, которая является мерой социального равенства. Социальное равенство – состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлет­ворение их материальных и духовных потребностей.

Социальная справед­ливость – главный критерий оценки массами любой деятельности поли­тической элиты. Эту мысль выразил испанский философ Ортега-и-Гасет: “Если человек не увидит в демократии лишь первый шаг на встречу справедливости …, то человеческая душа отвернется от демократии и обратится к прошлому”.

Служение правам человека составляет конечное и самое важное назначение социального государства.

Социальное государство отвергает путь к общественному благо­состоянию только через индивидуальное обогащение, также как через уравнительное распределение общественного богатства.Его регулирующая роль должна проявляться в создании условия для самообеспечения человека через личную инициативу, а также в социальной помощи государства малоимущим, инвалидам и др.

Что же должна обеспечить человеку его личная инициатива,а что государство? Доктор юридических наук М.Баглай полагает,что нельзя искусственно ограничивать законное получение доходов личностью, иначе ослабнут стимулы экономического прогресса. В интересах общества сверхдоходы должны изыматься для перераспределения через бюджет.

Ответственность социального государ­ства должна начинаться с определения и гарантирования минимального предела, необходимого для сохранения самой жизни (прожиточного мини­мума).

Далее ответственность социального государства охватывает предоставление гражданам определенного комплекса бесплатных услуг: образования, здравоохранения, экологической безопасности,доступности к культурным благам и др.

Однако надо учитывать, что возмлжности социального государства объективно ограничены и чисто материальными факторами (нехватка бюджетных средств, необходимость постоянного повышения налогов и отчислений, особенно в условиях сверхинфляции), и кадровыми (госу­дарственные центральные и местные органы социального обеспечения также требуют штатов, больших затрат). Поэтому государство заинтере­совано в том, чтобы вышеуказанные системы были смешанными, чтобы создавались частные школы и больницы, развивалось медицинское страхование. Но государство не может полностью снять с себя обязан­ности по бесплатным услугам или позволить оказывать их на низком уровне /24/.

Социальное государство осуществляет свою деятельность в форме правовой государственности, однако оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие.

Их единство состоит в том,что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый индивидуальную свободу и основополагающие права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против тирании, второй – материальные условия свободы, достойные условия существования каждого.

Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения мате­риального и культурного благосостояния граждан.

Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п.,не порождать массовое социальное иждивенчество.

В современных условиях демократические государства стремятся найти меру сочетания правового и социального принципов. Социал-демо­краты и близкие к ним либералы видят свою задачу в реализации социального принципа, а консерваторы делают больший акцент на право­вом принципе /31/.

Сторонники превого направления придают важное значение государ­ственному вмешательству в экономическую и социальную жизнь общества. Активная социальная политика рассматривается ими как фактор удовлет­ворения материальных и духовных потребностей, и интересов личности, и экономического развития, средство предотвращения социальных конфликтов.

Теоретики и политики, стоящие на позициях правового консерватизма, полагают, что государственные социальные программы приносят больше вреда, чем пользы обществу.

Пособия по безработице, по их мнению, поощряют людей к безделью, помощь одиноким матерям потворствует безотцовщине, страхование по нетрудоспособности создает условия, при которых легкое недомагание можно выдать за потерю трудоспособности /49/.

Важнейшим объектом в деятельности социального государства явля­ется социальная политика.

Цель социальной политики – удовлетворение социальных запросов и потребностей людей, их социальная защита, снятие социальной напря­женности и разрешение социальных конфликтов.

Все это тесным образом связано с такими коренными понятиями, как социальная справедливость и социальное равенство.

Социальная справедливость – мера равенства (или неравенства) в общественном положении людей, классов, социальных групп. Она не только существует в сознании людей, но и отражает реальные общественные отношения.

Понятие ” социальная справедливость “, во-первых, служит для характеристики соотношения, соответствия между общественным складом (деянием) человека и общественным воздеянием ему, во-вторых,выражает меру воплощения, реализации в обществе социального равенства.

Сознание социальной справедливости дает человеку ощущение прочной общественной связи, значимости своих действий и поступков.

Оно играет исключительно важную роль в побуждениях и мотивах трудовой и общественно-политической деятельности в любых видах отношений между людьми.

И наоборот, несправедливость всегда связана с обидой, противопоставлением людей друг другу. В чувстве несправедливости так или иначе проявляется разрыв общественных связей.

Социальное равенство – состояние общественных отношений, которое обеспечивает равные условия и возможности для свободного развития всех членов общества, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

При рассмотрении социальной справедливости и социального равен­ства следует видеть, что эти понятия близки по своей сути, но не тождественны. Как уже отмечено, социальная справедливость – это мера социального равенства.

Социальная справедливость и социальное равенство отражают равно­порядковые качества общественных отношений: в первом случае выражено отношение взаимодействующих индивидов к истории, прогрессу, развитию человечества,во втором -характер актуального общественного положения взаимодействующих индивидов.

Поэтому не всегда и не всякое социальное равенство (например,уравниловка при социализме) – историческое благо, совпадающее с социальной справедливостью, и, наоборот, не каждый раз социальное равенство (скажем, связанное с рапределением по труду при социализме) – историческое зло, тожденственное социальной несправед­ливости.

Социальная политика представляет собой особое направление деятельности субъектов социально-политической жизни, ориентированное на регулирование социальных отношений, обеспечение благоприятных условий существования индивидов, на реализацию жизненно- важных социальных потребностей и интересов людей и социальных общностей.

Социальная политика должна охватывать все аспекты социальной жизни.

Отсюда вытекают и ее главные задачи: придание социальной ориентации развитию экономики, иначе говоря, корректирование в этом направлении экономической политики, регулирование всей системы социальных отношений на основе оптимального сопряжения личных, груп­повых и общегосударственных интересов; своевременное обнаружение и разрешение социальных противоречий и кофликтов; формирование действенных социальных стимулов для высокопроизводительного и качественного труда; реализация с учетом возможностей общества принципа социальной справедливости /39, 54/.

Что же предопределяет роль государства в удовлетворении мате­риальных и духовных потребностей личности? Возможности семьи пред­ставляются ограниченными в условиях возвышения уровня потребностей, изменения и усложнения их структуры.

Определенный интерес представляет соотнесение расходов домохозяйств и гасударства на конец 70 – начало 80-х годов в здравоохранении и образовании как типичных группах услуг, призванных удовлетворять потребности линости. Так, в области образования в среднем примерно 92.0% расходов девяти западноевропей­ских стран и 78.8% США приходится на государство.

Несколько иное соотношение государственных и частных расходов в области здравоохра­нения. Здесь в среднем примерно 75.4% расходов семи европейских стран приходится на государство, тогда как 42.8% – США.

Производство услуг,объективно предназначенных для удовлетворения сравнительно новых потребностей, является зачастую далеко не самой выгодной сферой приложения частного капитала.

С этой точки зрения существенное значение имеют некоторые экономические особенности производства социальных услуг – его относительно трудоемкий характер, меньшая восприимчивость к техническому прогрессу и новым формам организации труда и др.

Противоречие между необходимостью развития социальных услуг и сравнительной “невыгодностью” осуществления этого процесса на базе рыночной экономики решается посредством того или иного его перекла­дывания на государство.

Государство все более активно участвует в развитии социальной инфраструктуры, под которой подразумевается совокупность материально-вещественных элементов обеспечения жизне­деятельности людей, которая включает жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и общественное питание, транспорт, связь, учреждения здравоохранения и культуры и т.п. /54, 49/
Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1287; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-52575.html

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Госуд деятельность

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Полномочия

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;

  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

  •  объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49137/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.