Авторское право в мире

Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

Авторское право в мире

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

История возникновения и развития авторского права в России и за рубежом

Авторское право в мире


Развитие правового регулирования отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности прямо коррелирует с техническим и социальным развитием общества.

В Древнем мире (Двуречье, Египет, Китай, Индия) не существовало авторского права в современном его понимании. Вопрос об авторстве текстов не возникал, поскольку любой текст считался «продиктованным Богом» тому, кто его записал [1].

Существует точка зрения, что первые представления об авторском праве появились в Древней Греции и Риме.

В Афинской республике более чем за 300 лет до нашей эры существовало право на защиту целостности произведения и защиту произведения от искажений.

Действовали нормы, предписывающие сохранять наиболее общественно ценные произведения за счёт государства, дабы гарантировать их защиту от искажения [2].

Хотя авторского права в современном понимании не существовало и на протяжении всей эпохи античности, однако плагиат порицался. Ричард Коэн в книге «Писать как Толстой. Техники, приемы и уловки великих писателей» приводит легенду о библиотекаре Аристофане. Аристофан Византийский с 200 г. до 185 г. до н. э.

стоял во главе Александрийской библиотеки и к тому же исполнял обязанности судьи на состязании поэтов. Однажды во время состязания Аристофан призвал дисквалифицировать всех поэтов, кроме одного, обвинив их в использовании чужих сочинений.

Вина поэтов-плагиаторов была доказана предъявленными свитками, хранящимися в библиотеке [3].

В. А. Есипова приводит и пример зарождающегося авторского гонорара в античности: Помпоний Аттик давал в качестве вознаграждения несколько копий рукописи автору, который разрешал переписать свое произведение [1].

Принято считать, что необходимость защиты авторского права возникла с изобретением в середине XV века книгопечатания, позволившего быстро и дешево тиражировать произведения авторов.

До изобретения и широкого распространения книгопечатания изготовление копий книг осуществлялось вручную и требовало немалых усилий, поэтому было делом очень длительным и материально затратным.

Количество полученных копий вследствие этого выходило ограниченным, и цена их была крайне высокой. Не исключались и ошибки при переписывании произведения вручную, что иногда приводило к искажению самого смысла текста.

Кроме того, в связи с небольшим числом образованных людей низким был и спрос на такие копии.

К XV веку существенно возрос спрос на учебную литературу. Школы и университеты нуждались в большом количестве книг и учебных пособий, имевших единообразное содержание, чего можно было достичь только механическим воспроизведением текстов. Печатный процесс был известен давно, в 1440 г Иоанн Гуттенберг механизировал его, изобретя печатный станок.

К тому времени в Германии были созданы бумажные мельницы, следовательно, появился и дешевый материал для печати.

В течение 50 лет в разных странах Европы было создано более 1000 типографий, которые выпустили общим тиражом около 10 миллионов экземпляров печатных книг [4], что не шло ни в какое сравнение с возможностями изготовления копий путем ручного переписывания.

Первые русские печатные книги были созданы на столетие позже- предположительно в 50-е годы XVI века. Первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве в 1563 г. [4] В Средние века впервые встает вопрос авторства текстов. Текст приобретал значение только в том случае, если был подписан авторитетным именем. По мнению отдельных исследователей, первоначально авторство устанавливалось лишь «в той мере, в какой оно было необходимо для того, чтобы в случае чего автор мог быть наказан» [1].

В связи с развитием книгопечатания также впервые стал актуальным вопрос охраны прав на произведения. Экземпляр произведения (книги) имел имущественную ценность не только в качестве вещи, но и в качестве источника обогащения путем дальнейшего его копирования и распространения в продаже.

Первые издатели какого-либо произведения несли расходы на приобретение рукописи, исправление ошибок и т. д., рассчитывая возместить эти расходы путем продажи экземпляров книги.

На деле же первый издатель книги сталкивался с убыточной для себя конкуренцией в лице других издателей, которые, пользуясь уже готовым экземпляром книги, перепечатывали его, не неся никаких предварительных расходов [5].

В Средние века и начинает формироваться авторское право, первоначально направленное скорее на защиту прав издателей, нежели авторов, его предшественником были так называемые «привилегии» — документы, выдаваемые авторам органами власти для защиты их прав. Одной из первых выданных привилегий считается привилегия от 1486 года, выданная Антонио Сабеллико на исключительное право печатать произведения по истории республики: «Декаду Венецианских дел» [6].

Охрана авторских прав в европейских странах первоначально обеспечивалась именно с помощью системы привилегий, которая впоследствии стала заменяться различными законами.

Первым в истории законом об авторском праве считается принятый в 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны». В этом законодательном акте впервые было введено понятие копирайта, которое означало право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора.

В качестве основных положений статута можно отметить следующие:

− Все произведения, опубликованные до 10 апреля 1710 года, получали одноразовый 21-летний срок копирайта.

− В отношении произведений, опубликованных после 10 апреля 1710 года, автору принадлежало исключительное право печати и перепечатки на срок до четырнадцати лет, который начинал идти со дня первого опубликования произведения. Данный срок мог быть продлен, но всего однократно и также на 14 лет. Печать и перепечатка книг без письменного согласия собственника запрещалась, напечатанные без согласия собственника книги подлежали уничтожению.

− Несколько копий каждой из книг, напечатанных после 10 апреля 1710 г, подлежали передаче библиотекам [7].

Несколько позже законы о защите авторского права были приняты в США и в ряде европейских стран. Так, во Франции принят Декрет 1791 года, в котором произведение автора рассматривается как частная собственность.

Конституция США 1787 года гарантировала авторам сохранение исключительных прав на результаты их творческой деятельности.

Таким образом, к началу XIX века в США и части европейских стран уже осуществлялась защита авторского права, однако оно приравнивалось к правам собственности [6].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения. Лишь впоследствии, по аналогии с литературной собственностью, была предоставлена авторско-правовая охрана произведениям художников и композиторов.

Значительное отставание правового регулирования в области авторского права в Российской империи можно связать с отсутствием социальных условий, необходимых для зарождения и развития авторского права.

В Российской империи лишь незначительная часть населения была грамотной, соответственно, и потребность в книгах была невелика. Как уже было отмечено выше, первая русская типография появилась почти на столетие позже европейских типографий — в середине XVI века. До XVI века книги были рукописными и преимущественно религиозного содержания, так что вопрос об авторстве не стоял.

Увеличение потребности населения в светской литературе произошло в XVIII веке с повышением уровня образования. Первая привилегия в Российской империи на печатание книг была предоставлена Академии наук.

Ее типография была основана в 1727 г, в этом же году Академия наук получила монопольное право на печатание светских книг. Первая частная типография в Российской империи была создана в 1771 г. Гартунгом.

Частным типографиям, как и в странах Западной Европы, выдавались привилегии на продажу книг и предоставлялась защита исключительного права на книги, впервые напечатанные в этой типографии [8].

Первым нормативно-правовым актом, защищающим права авторов в Российской империи, стал Цензурный устав от 22 апреля 1828 г.

Цензурным уставом предоставлялась возможность наследникам автора пользоваться исключительным правом на произведение в течение 25 лет после смерти автора, после чего произведение становилось достоянием общественности (в 1857 г., этот срок был увеличен законодателем с 25 лет до 50). 8 января 1830 г.

был издан Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически приравнивавший авторское право к праву собственности, как это было в то время в США и в европейских странах.

Впервые же рассматривать интеллектуальные права как находящиеся вне классической триады вещных, обязательственных и личных прав, принятой в римском праве, предложил в 1879 году бельгийский юрист Эдмон Пикар.

Во второй половине XIX века в связи с ускоренным развитием международных отношений, повышением уровня образования населения и его миграцией стал особенно актуальным вопрос охраны прав иностранных авторов.

И. А. Близнец отмечает, что изначально международные отношения в сфере авторского права имели двусторонний характер. К 1886 г. 33 таких соглашения были заключены между 15 странами Западной Европы и Америки [9].

Российской империей также были заключены конвенции о защите литературной и художественной собственности 25 марта 1861 г с Францией и 19 июля 1862 с Бельгией. Срок действия этих конвенций был ограничен периодом в 25 лет. По истечении указанного срока Россия не возобновила этих договоров.

В 1886 году 10 государств (Бельгия, Великобритания, Гаити, Германия, Испания, Италия, Либерия, Тунис, Франция и Швейцария) без участия России подписали Бернскую конвенцию — первую и действующую до сих пор международную конвенцию об охране литературных и художественных произведений, значительно повлиявшую на международное авторское право, вступившую в силу 5 декабря 1887 г.

В 1908 г. положения Бернской конвенции были существенно пересмотрены. Так, был расширен круг охраняемых произведений (охрану получили произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии).

Был предусмотрен ряд новых прав (право композиторов разрешать адаптирование их произведений для исполнения аппаратами механического воспроизведения и др.

), расширились нормы, регламентирующие право на перевод, были внесены положения, защищающие авторские права вне зависимости от соблюдения каких-либо формальностей. Также был установлен срок охраны авторского права в течение жизни автора и 50 лет после его смерти [10].

Текст Бернской конвенции также пересматривался в 1914, 1928, 1948, 1967 и 1971 гг. Благодаря постоянному совершенствованию ее положений, Бернская конвенция продолжает оставаться важнейшим основополагающим договором в области авторского права [9].

Российская империя же, не подписав Бернскую конвенцию, осталась свободна от всяких международных обязательств по защите авторских прав. С тех пор в России существовала практически полная свобода перепечатки и переводов литературных произведений иностранных авторов, а также свобода воспроизведения иностранных музыкальных и художественных произведений [5].

Д. И. Гальперин-Каминский в труде «Общая польза авторского права» приводит данные из статьи Г. И. Пиленко за несколько месяцев 1892 г. о среднем процентном отношении числа страниц в русских журналах, заполненных переводами — 41 %, тогда как в заграничных изданиях было не более 4–6 % переводных статей.

Весьма значительная доля переводных статей и романов в русских журналах связывается авторами с тем, что издатели журналов видели бо́льшую выгоду в публикации произведений уже известных иностранных авторов, расходы на которую состояли только в оплате труда переводчика, нежели в публикации произведений малоизвестных русских авторов, которым пришлось бы выплачивать авторский гонорар. Переводчики иностранных произведений торопились опередить других, делая «скороспелые литературные переводы», многие из которых стали «могилой для оригиналов». В свою очередь, иностранные издатели, не встречая никаких юридических препон со стороны заинтересованных русских авторов, проделывали над их произведениями всевозможные манипуляции, сокращали и урезали их иногда до неузнаваемости [11]. Таковы были результаты отсутствия международных конвенций.

В связи с продолжающимся экономическим и промышленным развитием общества, расширением международных связей и торговли необходимым шагом в развитии института авторского права в Российской империи явилось принятие в 1911 г закона «Об авторском праве», обновивший законодательство в области интеллектуальной собственности.

В текст документа вошли некоторые положения Бернской конвенции, немецких и французских законов об авторском праве. Кроме того, закон 1911 г ориентировался на западноевропейскую доктрину авторского права, согласно которой права делились на личные неимущественные и имущественные. Таким образом, на момент его принятия новый закон соответствовал всем общепринятым мировым стандартам.

После Октябрьской революции 1917 г прежнее гражданское право, в т. ч. и авторское право, было отменено. Советское государство начало создавать новые нормы, регулирующие авторское право социалистического типа.

Э. П. Гаврилов выделяет следующие этапы развития советского авторского права:

  1. Декреты 1917–1919 гг.,
  2. Основы авторского права СССР 1925 г.
  3. Основы авторского права СССР 1928 г. и принятые в их развитие республиканские законы.
  4. Основы гражданского законодательства Союза CСP и союзных республик 1961 г. и республиканские гражданские кодексы (1964–1965 гг.),
  5. Принципиальные изменения, внесенные в 1973 г. в Основы и гражданские кодексы в связи со вступлением СССР в международные соглашения по авторскому праву [12].

Источник: https://moluch.ru/archive/298/67563/

Международные нормы регулирования в области авторского права

Авторское право в мире

Интеллектуальная собственность охраняется во всех странах мира, но правовые нормы, регулирующие отношения в этой сфере, отличаются и иногда довольно существенно.

Существует несколько основополагающих международных договоров, и подписавшие их страны становятся участницами межгосударственного регулирования интеллектуальных прав.

Это упрощает взаимодействие между правообладателями и потребителями контента из разных стран мира, обеспечивает универсальную систему охраны авторского права.

Главные международные акты по авторскому праву – это Бернская конвенция, Женевская конвенция, Парижская конвенция, Мадридское соглашение, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, Соглашение ТРИПС.

международная организация, занимающаяся разработкой политики в области интеллектуальной собственности – Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Не путайте ее с российской ВОИС, Всероссийской организацией интеллектуальной собственности, некоммерческой организацией по коллективному управлению смежными правами.

Обеспечивают охрану интеллектуальной собственности на международной арене и другие организации – например, Евразийское и Европейское патентные ведомства, Межгосударственный совет по охране интеллектуальной собственности, Африканская организация интеллектуальной собственности и др.

Международные договоры в сфере авторского права и смежных прав

Исторические первым международным документом в сфере охраны авторского права стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году.

Сегодня это ключевой договор в этой области, его положения применяются и в России.

Конвенция устанавливает не только конкретные права авторов, но и ряд принципов, в соответствии с которыми регулируются международные отношения:

  • принцип национального режима, который гласит, что каждая страна-участница Конвенции обязана предоставлять гражданам других стран-участниц те же права, которыми обладают граждане этой страны;
  • принцип независимости охраны, в соответствии с которым охрана произведения в стране-участнице Конвенции осуществляется независимо от того, как эта охрана осуществляется в других странах, включая страну происхождения произведения;
  • принцип автоматической охраны, по которому для возникновения авторского права не требуется соблюдать какие-либо формальности (регистрацию);
  • принцип презумпции авторства, согласно которому автором, если не доказано иное, считается человек, чье имя или псевдоним указаны на обложке книги.

Благодаря Бернской конвенции международное авторское право обеспечивает высокий уровень защиты иностранных авторов, которые в любой из стран-участниц имеют определенный набор исключительных (имущественных) прав:

  • на воспроизведение произведения;
  • перевод;
  • публичное вещание, исполнение, чтение;
  • переработку.

Конвенция устанавливает также право следования для авторов произведений искусства, литературы и музыкальных произведений, которое в России относится к иным правам, право автора признаваться автором и право на защиту произведения о искажений – личные неимущественные права.

Все государства, подписавшие Конвенцию, не могут устанавливать срок охраны исключительных прав на произведение менее, чем вся жизнь автора и 50 лет после его смерти (для фотографий – 25 лет после смерти автора).

На 2019 год Конвенцию подписало 177 государств из 195 международно-признанных государств мира.

Еще один международный договор – Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция). Ее значение в настоящее время не так велико, поскольку Конвенция предусматривает более низкий уровень защиты прав авторов, а в числе стран-участниц – только 100 государств.

Главной задачей Женевской конвенции было присоединение к международной системе защиты авторских прав тех стран, которые по тем или иным причинам не могут ввести у себя нормы, принятые Бернской конвенцией.

Ее важнейшие особенности – необходимость регистрации авторского права и минимальный срок охраны произведений 25 лет.

Важные международные договоры по авторскому праву были разработаны ВОИС:

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
  • Договор по авторскому праву;
  • Договор по исполнениям и фонограммам;
  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям;
  • Договор о патентном праве и многие другие соглашения.

Договор ВОИС по авторскому праву, или, как его еще называют, «Договор ВОИС в области Интернета», был призван дополнить международное авторское право нормами, ставшими необходимыми с наступлением цифровой эпохи.

Договором в число объектов авторского права были включены программы для ЭВМ и базы данных, а список прав авторов расширен правом запрещать или разрешать публикацию произведения, в том числе в сети интернет.

На конец 2019 года в числе государств, подписавших Договор, состоит 103 страны.

Всемирная торговая организация в 1994 году приняла решение об установлении стандартов в сфере защиты интеллектуальной собственности, которые позволили бы упростить международную торговлю. Эти стандарты были изложены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

В числе важных норм, которые содержатся в Соглашении, – возмещение убытков обладателю прав на результаты интеллектуальной деятельности, как один из способов защиты интеллектуальных прав, и принятие мер таможенными органами по приостановлению импорта-экспорта товара, нарушающего авторские права.

Обязательства России в сфере международного авторского права

Российская Федерация является участницей большинства важных международных соглашений, регулирующих интеллектуальные права, поэтому произведения иностранных авторов на территории нашей страны охраняются в соответствии с нормами этих международных соглашений и Гражданского кодекса РФ, а российские правообладатели могут рассчитывать на предоставление защиты за рубежом.

К Всемирной конвенции об авторском праве присоединился еще СССР, в 1973 году. Бернская конвенция была подписана нашей страной уже после распада Советского Союза, в 1994 году. В этом же году Россия подписала Женевскую конвенцию по фонограммам, а в 2003 году – Римскую конвенцию (Международную конвенцию об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций).

После того, как Россия подписала эти и другие международные соглашения в области авторского права, произведения наших авторов получили защиту практически во всем мире. В настоящее время в других государствах авторское право распространяется на произведения не только российских, но и советских авторов, опубликованные не ранее 1945 года (с некоторыми исключениями).

Аналогично и в РФ предоставляется полноценная защита иностранным авторам-гражданам любой страны, подписавшей Всемирную конвенцию или Бернскую конвенцию (и других документов).

В отношении ряда прав Россия обеспечивает более широкую охрану, чем того требуют положения основных международных договоров.

Например, срок действия исключительного права в общем случае составляет 70 лет после смерти автора для объектов авторского права (50 лет по Бернской конвенции).

Кроме того, список личных неимущественных и иных прав по российскому законодательству больше, чем предусматривает Бернская конвенция.

В целом все правовые нормы Бернской конвенции в настоящее время отражены и в законодательстве нашей страны, в том числе положения, направленные на обеспечение всем желающим свободного доступа к произведениям науки, литературы и искусства. Это так называемые ограничения авторского права, выражающиеся в возможности свободного цитирования и иллюстрирования в научных, информационных, учебных или культурных целях без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Источник: https://nris.ru/blog/mezhdunarodnye-akty-po-avtorskomu-pravu/

Теоретические аспекты и история авторского права

Авторское право в мире

Глава “Теоретические аспекты и история авторского права” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP носит менее практически направленный характер, чем другие разделы.  Но в ней рассматриваются вопросы, без знания которых трудно понять систему авторского права в целом и логику развития авторского права.

В частности, здесь Вы узнаете об истории авторского права в России и мире, о том, что такое форма и содержание произведения и какими свойствами должно обладать произведение, чтобы охраняться авторским правом.

Если Вы найдете ответ на интересующий вопрос здесь, попробуйте обратиться к общему разделу “Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права” или к разделу “Авторское право” Библиотеки Sum IP.

 1. История авторского права в мире

Первые законы об авторском праве были приняты в Европе в XVIII веке.

До этого момента понятия “интеллектуальная собственность”, “права автора” не существовали, а предоставление монополии на занятие определенной деятельностью осуществлялось посредством привилегий, выдаваемых монархами отдельным лицам. Первые законы об авторском праве закрепили противоположный принцип: государство обязано охранять авторские права любых лиц.

Одним из первых был принят закон Англии 1709 года. Первый французский закон об авторском праве относят к 1791 году.

Первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения, причем защищались в первую очередь интересы не автора-творца, а книгопечатников.

Сама необходимость в защите интеллектуального труда была связана с развитием техники книгопечатания, когда без особого труда стало возможным изготавливать большое число экземпляров произведения.

Позже авторское право распространилось и на другие объекты: произведения изобразительного искусства, драматические, музыкальные произведения.

Важнейшей вехой в истории развития авторского права является 1883 год, когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.

Во-первых, благодаря Бернской конвенции была расширена территория действия авторских прав (см. подробнее здесь). Во-вторых, Бернская конвенция во многом унифицировала законодательство разных стран в области авторского права.

Тем самым был создан международный стандарт защиты прав авторов.

2. История авторского права в России

Первый закон об авторском праве в России был принят в 1828 году. Он распространялся только на литературные произведения и защищал права авторов и издателей.

Затем в 1911 году был издан новый закон, который существенно расширил сферу действия авторских прав и в то время отвечал общепринятым мировым стандартам.

Однако судьба закона 1911 года была предрешена событиями Великой октябрьской революции.

После ряда изменений законодательства об авторском праве в 1925 году в СССР был одобрен новый закон. Его логика была предопределена сложившимся экономическим устройством  Советского Союза.

Так как предприятия не конкурировали друг с другом, бессмысленно было и закреплять исключительные права на интеллектуальную собственность за кем-то одним. Поэтому по закону 1925 года правообладателями могли выступать только сами авторы.

Но все авторские права сводились к личным неимущественным правам и к праву на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов.

В 1993 году был принять Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который вернул законодательство об авторском праве в русло рыночных отношений. Его создатели опирались на опыт зарубежных стран и международные соглашения в области интеллектуальной собственности.

С 1 января 2008 года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с этой даты прекратил действие Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Часть IV Гражданского кодекса сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, однако внесла и ряд существенных изменений.

В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.

5. Что такое соавторство? Виды соавторства

Произведение, охраняемое авторским правом, может быть результатом творческой деятельности двух и более лиц. Такие лица признаются соавторами. Чаще всего соавторство возникает при создании фильмов, программ для ЭВМ, музыкальных произведений с текстом.

Важно, что соавтором признается только лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. В частности, соавторами не будут лица, которые:

  • оказали только техническую, консультационную или организационную помощь;
  • финансировали создание произведения;
  • содействовали оформлению авторских прав на произведение

Соавторство влияет на порядок использования произведения и распоряжения исключительным правом на него. По общему правилу, каждый из соавторов вправе использовать произведение самостоятельно. Однако распоряжаться правами соавторы могут только совместно. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними.

Существуют два вида соавторства:

  1. Делимое соавторство возникает, когда произведение состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Соответственно, у каждой части есть свой автор. Пример делимого соавторства – музыкальное произведение, мелодию для которого написал композитор, а слова сочинил поэт.
  2. Неделимое соавторство возникает, когда произведение включает части, имеющие самостоятельное значение. Например, роман “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

 6. Оригинальные и производные произведения

Слово “original” в переводе с английского означает “первоначальный, исходный”. Такое значение лучше всего объясняет понятие “оригинальное произведение“, т.е. произведение, созданное автором полностью самостоятельно, а не на основе какой-либо другой работы.

Производное произведение – это произведение, созданное на основе оригинального путем его творческой переработки.

Чаще всего мы сталкиваемся с такой разновидностью производного произведения, как художественный перевод книг.

Перевод, особенно стихов, требует не просто хорошего знания языка, но и творческих усилий по адаптации текста, поиску правильного контекста. Поэтому переводчик приобретает независимые авторские права на созданный им перевод.

Важно знать, что автор производного произведения вправе осуществлять и защищать свои авторские права только при условии, что переработка оригинального произведения была законна. Для этого необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем оригинального произведения.

7. Копирайт: юридическое значение

В России знак охраны авторского права © имеет исключительно информационное значение. Он означает лишь декларацию того, что произведение охраняется авторским правом.

Его наличие не доказывает авторство, не является условием правовой охраны, не свидетельствует о регистрации авторских правах.

С юридической точки зрения, копирайт лишь предупреждает третьих лиц о наличии авторских прав на произведение.

Как ставить копирайт правильно?

©(Имя или наименование правообладателя), (Год первого опубликования произведения)Пример правильного написания предупредительной маркировки (копирайта):

©ООО “Юридическая фирма “ЭрГрэинпат”, 2013

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/teoreticheskie-aspekty-istoriya-avtorskogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.